Поиск по блогу
Хранитель очага
развернуть
Сегодня появилось множество эзотерических и парапсихологических школ, занимающихся тренингами сексуальности. Клиентам предлагают подпитаться «женской энергией», вернуть «силу самца», приобщиться к «аюрведическим мудростям» и прочим псевдонаучным вымыслам. Поэтому не удивительно, что жертвы псевдотренингов и просто здравомыслящие люди все чаще адресуют вопрос о различиях мужской и женской психики профессиональным ученым и психологам. А есть ли эти различия вообще или это просто миф, столь необходимый обществу?
У ПСИХИКИ НЕТ ПОЛА
Возможно, вы удивитесь, но на психическом уровне мужчина ничем не отличается от женщины. То есть нет никаких психических особенностей, которые обязательно встречались бы у всех мужчин и отсутствовали бы у женщин, как нет и специфических черт, ко¬торые были бы только у женщин и не встречались бы у мужчин. Клиническая практика доказывает, что бессознательное мужчины ничем не отличается от бессознательного женщины. С той лишь оговоркой, что у каждого человека оно индивидуально. Поэтому не бывает особых «мужских» или «женских» символов, «мужских» или «женских» ассоциаций, «мужской» или «женской» психологии. А все разговоры про так называемых «мужчин-охотников, полигамных мужчин» или «женщин – хранительниц очага» – всего лишь домыслы и фантазии, не имеющие под собой никаких реальных оснований.
Все эти различия между мужчиной и женщиной носят исключительно воображаемый характер. Но тем не менее, этот вымысел очень важен для невротиков. Мы знаем, как они нуждаются в мифах подобного рода, чтобы продуцировать и поддерживать свою сексуальность. Можно даже сказать, что сексуальность – это и есть некая мифология о взаимоотношении двух полов (но кто сказал, что их только два?), некий сценарий, который мы отыгрываем, будучи символическими существами. Поэтому было бы крайне негуманно развенчивать этот миф и ставить невротиков перед фактом, что в реальности мужчины и женщины вообще не отличаются друг от друга. Это может привести к коллапсу сексуальности.
Без мифологии и без спектакля полового различия вообще существовать не будет. Мужчина может быть таким, какой он есть, только играя роль мужчины, женщина может быть женщиной, только немного не доигрывая свою роль.
ПОЛ – ЭТО СЦЕНАРИЙ
«Быть мужчиной» или «быть женщиной» – это определенный культурный код, и к физиологии он не имеет никакого отношения. Код, который каждый субъект языка так или иначе поддерживает: говоря по-русски, ты всегда говоришь о себе либо как о мужчине, либо как о женщине, хотя другие языки предоставляют их субъектам более разнообразный выбор.
Пол – это способ заявления о себе. Он не врожден, не дан как некая субстанция, пол дискурсивен, он появляется постфактум в зависимости от твоего отношения к фаллосу. Одни могут его иметь, другие могут им обладать – эта дифференциация и задает различение полов в нашей культуре.
Многие невротики используют прописанный и навязанный сценарий сексуальности: кто-то из них уверен в том, что настоящий мужчина должен иметь фаллос, быть успешным, богатым, уверенным в себе, способным прокормить свое потомство.
Многие истерички уверены, что настоящая женщина должна этот фаллос хотеть: хотеть выйти замуж, родить ребенка, стать матерью.
Классический буржуазный миф – Kinder, K?che, Kirche. Но это не значит, что этот миф нужно развенчать и отказаться от буржуазного сценария; невротик живет в мифах. Поэтому и борьба с сексизмом и неравенством прав, как мы видим, тоже всего лишь очередной миф, придуманный феминистками и утешающий только их собственные амбиции.
Речь не о том, что женщина должна постоянно подыгрывать мужчине в его фантазиях – это было бы слишком просто, – женщина вообще не играет с мужчиной, она играет в лучшем случае с фаллосом. Да и им не до конца исчерпывается ее наслаждение.
Для большинства невротиков невыносим тот факт, что некоторые женщины вообще не нуждаются ни в замужестве, ни в детях, ни в статусе – это все для них не важно. Это, конечно, крайний случай, который не каждый день встретишь, но он наилучшим образом демонстрирует, как тревожна и разрушительна бывает для мужчины встреча с реальной женщиной, женщиной, которая не встраивается в логику мужского желания.
Пока отношения невротиков идут по этому незамысловатому накатанному сценарию, никаких проблем у них не возникает, но стоит только в этот идиллический миф вторгнуться чему-то реальному – как желание тут же исчезает. Стоит только одному из партнеров выпасть из уготованных им ролей – желание терпит крах, а невротик встречается с тем неутешительным фактом, что сексуальных отношений не существует вовсе.
Иными словами, если бы невротики не имели фантазма о разделении полов, мифа о второй половинке, сексуальная жизнь была бы невозможна. Как, например, нет ее у психотиков, которым неведомо разделение полов.
СЕКСУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
Поскольку и мужчина, и женщина – это выверенные маски любовной комедии, которые встречаются только на сцене любовной жизни, возникает вопрос: кто же находится в зале? Для кого весь этот спектакль играется? Совершенно очевидно, что мужской спектакль не адресован женщинам, а женский не адресован мужчинам.
Например, чем больше мужчина стремится соответствовать всем потребительским стереотипам и требованиям, чем более мужественным хочет он выглядеть, чем старательнее он строит из себя мужчину – тем очевиднее становится, что к соблазнению женщин это не имеет никакого отношения, он адресует себя кому-то другому. «Я сам, в своих глазах, хочу выглядеть достойно, я сам себе хочу нравиться и соответствовать своим внутренним критериям», – говорит он.
То есть его сексуальный месседж адресован не партнеру по сцене, а тому оценивающему взгляду, перед которым он должен предстать и от которого должен получить право называться мужчиной, добиться права на ношение фаллоса.
Так же и с женщинами: наблюдение показывает, что чем больше девушка играет в женщину, тем больше отдаляется от своей, казалось бы, прямой цели – нравиться мужчинам.
Тот протокол женского внешнего вида, который она соблюдает, не имеет ничего общего с тем, что нравится мужчинам. Легко вспомнить примеры жертв пластической хирургии, перекачанных бодибилдеров или анорексичных фотомоделей, похожих на кукол, которые соответствуют требованиям идеала, но у мужчин вызывают только отвращение.
Парадокс заключается в том, что чем ближе такая женщина к своему идеалу женственности, тем менее она привлекательна для мужчин. Она словно превращает себя в предмет искусства, который совершенно не обязательно должен нравиться или приносить утилитарную пользу. «Искусство требует жертв, – словно говорят нам анорексички или силиконовые девушки всем своим поведением, – я жертвую свое тело для служения идеалу возвышенного и прекрасно понимаю, что ни один мужчина не сможет использовать его в качестве сексуального объекта».
Точно так же как монахиня принимает обет смирения и ограничения тела, и анорексичка служит некоему богу, в глазах которого ее аскеза и умерщвление плоти являются служением и подвигом. Да и в мире истеричек совершенно очевидно, что, пускаясь в бесконечные авантюры с фитнесом, макияжем, платьями, женщины преследуют цель понравиться не мужчине, а тому отчужденному взгляду Другого, который обращен на них из зала.
А КТО ЖЕ В ЗАЛЕ?
Предположим, что весь их маскарад по украшательству направлен вовсе не на привлечение мужчин (мужчин миллионы, и у каждого свои собственные предпочтения), женщина соблазняет вовсе не своего партнера, она разыгрывает спектакль для фаллоса. «Я должна выглядеть так, как должна выглядеть женщина, какой хочет видеть меня Другой, а если конкретным мужикам это не нравится – это их проблемы». Женщина играет не для мужчины, а для той инстанции, в глазах которой она может быть признана женщиной.
Не удивительно поэтому, что многие одинокие женщины довольны собой: не имея реального партнера, тем не менее они признаны в качестве женщины. «Пусть я одна, – говорят они, – зато я не изменила себе». Женщина должна быть признана в качестве женщины со стороны Другого, именно такого признания она добивается; мужчины здесь совершенно ни при чем. Мужчина лишь партнер по сцене, но совсем не адресат и не зритель этого действа.
Если бы сексуальность ограничивалась только сценой – все было бы довольно просто. Однако опыт показывает, что женщина может сойти со сцены сексуальной жизни, снять маску. Таким образом она, конечно, выпадает из орбиты сексуальности, но приобретает наслаждение иного рода.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
ГЕНДЕРНЫЕ ИГРЫ
Позиция автора столь неожиданна, что вызывает желание поспорить. Еще до того, как у человека появляется представление о собственной сексуальности, на него оказывают влияние родители. А они, конечно, воспитывают девочек – девочками, а мальчиков – мальчиками. Ребенок в ролевом поведении идентифицирует себя с тем из взрослых, с которым обнаруживает сходство по внешним половым признакам. Более тонкое понимание своего пола придет позже. Понятия «гендер» и «гендерная роль» облегчают людям социальную адаптацию, но не означают, что мы не можем принимать на себя роли, приписываемые противоположному полу. Никто не запрещает экспериментировать с собственной сексуальностью во взрослом возрасте. Тех же, кого эта статья обескуражит, хочу успокоить: вы не обязаны соглашаться, а различия во взглядах – это не повод думать, что ваша позиция – неправильная.
Светлана ИОНКИНА, психолог, ведущий тренингов
ПО ТУ СТОРОНУ… ФАЛЛОСА
Примером того, как невыносима для мужчины оказывается встреча с реальной женщиной, лишенной маски, дает нам Ларс фон Триер. В фильме «Антихрист» героиня погружается в свое горе – материнское безумие – до такой степени, что рушит все сценарии своего мужа, основанные на разуме. Она полностью аннулирует все его знания и все его способности, обнуляет его, выходя по ту сторону сцены сексуальности. Теперь мужчина просто не способен встретить женщину: она кажется ему безумной ведьмой или одержимой шизофреничкой.
В другом фильме этого известного режиссера, «Меланхолия», главная героиня не вписывается в сценарий брачного ритуала, в логику обмена и присвоения женщин, и таким образом уничтожает мужское желание. Она становится для своего мужа холодной и отстраненной меланхоличкой. Пока женщина остается в границах фаллической логики, она может быть желанна для мужчины, но как только она перестает играть по предписанным правилам – она не только пропадает из поля желания мужчины, но и вообще превращается в разрушительный объект.
В последнем фильме трилогии, «Нимфоманка», героиня доходит до того, что больше не хочет мужчин и не желанна для них. Ее целью становится переход в область асексуального наслаждения. Фаллос становится ей больше не нужен, как только появляется идея блага, которому она могла бы служить и которому могла бы пожертвовать себя. Поэтому когда главный герой пытается вернуть ее в русло сексуальности и предлагает ей совокупление – в ответ получает пулю. Такое мнение кажется вам довольно странным? Вы никак не можете представить себя в одной из сцен этой сексуальной постановки? Это еще один повод поразмышлять о собственной сексуальности, несоразмерности мужского и женского наслаждения.
ЗВЕЗДА НЕМОГО КИНО
Когда мы говорим о человеке, что он – секс-символ, то в первую очередь подразумеваем его внешние данные и особенности сексуального поведения, а не гендерную принадлежность. Так, одним из первых секс-символов в истории стала датская звезда немого кино Аста Нильсен (1881–1972), чья популярность не угасала долгие годы, а её сексапильность одинаково привлекала и мужчин, и женщин.
Источник: http://www.psyh.ru/rubric/9/articles/2158/
© Наша Психология
Реакции на статью
Комментарии
вечерком ещё раз в более спокойной обстановке перчитаю Текст скрыт развернуть
«Секс – это на самом деле «вопрос власти» (Э. Клоудт), решение вопроса «кто из двоих господин» (П. Арман). «Я, вполне естественно, заинтересован в том, чтобы существовало законное право для всех форм сексуального поведения, к которым я сам склонен и которые, определяются природными ресурсами», дающими возможность «предаваться гнусностям, которые нам еще не пришло время открыть» (А. де Сад). Поскольку ресурс – это похоть, вооруженная фаллосом, то неоспоримое право использования этого ресурса принадлежит только мужчине: «пассивный мужчина, контролирующий ситуацию» и «решительная женщина, которая не в состоянии ничего изменить» (А. Дерябин). Текст скрыт развернуть
Н. Мейлер
...Он всегда говорит правду.
Д. Бэнкрофт.
«Любимая женщина – та, которой можно причинить больше страданий» (Э. Рей). Вот почему мужчина, эректильная функция которого, как известно, питается анально-генитальным зноем, «останавливает свой выбор на другой личности как особой» (Э. Гидденс). «В руках преступника больное тело становится неповторимым инструментом власти» (В. Зофский). «...Если что-то возбуждает мой аппетит, то не я ему себя предлагаю, а сам овладеваю им» (Х. Ортега-и-Гассет). «Сексуально мотивированное желание» (А. Васильченко) – это желание устроить «преисподнюю для женщин» (С. Гарроке) нижней частью тела, в которой сосредоточена безудержная мужская «любовь». «Первое половое сношение женщины убеждает в том, что её генитальное развитие не завершено. Первые попытки коитуса можно сравнить с актом изнасилования, сопровождаемым кровотечением. Лишь позже женщина научится пассивно участвовать в акте, еще позднее – ощущать наслаждение и даже активно этому содействовать». «...Согласно психоаналитическим наблюдениям Гроддека, даже вопреки родовым страданиям женщина испытывает определенное наслаждение, недоступное мужчине» (Ш. Ференци).
«Мужчины недооценивают отвращение женщин к сексуальной агрессии» (М. Кэтс де Врис). Поэтому романтическая любовь «несовместима с вожделением и земной сексуальностью». «Каждый приобретает из этих отношений выгоду, достаточную для того, чтобы считать продолжение их стоящим делом» (Э. Гидденс). Перипетии генитальной войны связаны прежде всего с поиском границ допустимости в осквернении партнера как личности.
«Голос плоти», «скотское побуждение», «животные страсти и влечения человека, вожделения и похоти пяти чувств, телесные услады» требуют для наслаждения все большего и большего безобразия. Выводы из исследования в университете Гранады (Испания): женщины думают о близости с мужчинами чаще, зато у мужчин мечты развратнее; самыми отвратительными при этом женщины назвали фантазии о доминированном подчинении, а мужчины – о гомосексуальных контактах. Если фантазии мужчины в отношении «любимой» стали осознаваться ею как мерзость и осквернение, то брак может обрести как прочную основу существования, так и погибнуть от отвращения женщины к совокуплению. «Аффективные травмы на разных стадиях либидо» (С. Моргенштерн) испытывают как мужчины, так и женщины. «Жены – существа нежные и хотят, чтобы совокупление начиналось нежно. Когда неопытный мужчина груб с ней, жена может возненавидеть не только сближение с ним но и весь мужской род» (Ватсьяяна). Так природа, жестоко надсмеявшись над женщиной, распорядилась о ролях. «Мужская склонность к наслаждению в сознании своего физического превосходства и женская – в чувстве блаженства от необходимости ему подчиняться связана с древней традицией, чтобы самец подчинял самку» (Г. Эллис). «...Продление наслаждения в том или ином виде не только физиологически, но и психологически позитивно... и в любом случае способствует пробуждению внутренних сил, что и является целью всякого использования женщины» (Ю. Эвола). После использования женщину по всем правилам физиологии ждет сонливость партнера. «После соития всякая тварь печальна» (Аристотель); кроме женщин и петухов – добавили другие древние. Текст скрыт развернуть