психология отношений мужчины и женщины

Поиск по блогу

Спор о мифологическом персонаже из прошлого

развернуть

Любая публичная фигура, которая известна не только тем, кто непосредственно контактировал с нею, но и тем, кто слышал про нее, но никогда лично не общался, является фигурой мифологической. В этом смысле даже я – фигура мифологическая, потому что число людей, которые меня знают виртуально, значительно больше тех, кто со мной непосредственно общался. Миф не равноценен лжи/ошибке/сказке, и он основан на эмоциональном восприятии разных феноменов и людей. Нам крайне трудно объективно воспринимать тех, кого знаем непосредственно, и практически невозможно – тех, кого мы не знаем, и чей образ мы в большей степени дорисовываем, домысливаем, заполняя многочисленные пустоты в восприятии. Поэтому призывы «объективно относиться» к конкретным людям в принципе неосуществимы. Другое дело, что мы можем честно признавать свою пристрастность (и тогда, возможно, чуть-чуть, но сбалансировать восприятие), или же рядиться в одежды людей «над схваткой», которые выше своих эмоций или вообще таковых эмоций не имеют. Эдакое воплощение чистого разума.


Соответственно, в общественном сознании политические фигуры, особенно такого масштаба, как Сталин – это разветвленная мифология. Причем мифологий как минимум две: «черная мифология», где Сталин – воплощение зла, и «белая» - где он святой или культурный герой, оклеветанный демоническими фигурами. Как в древнеиндийской мифологии «дэва» – это «хорошие» боги, а в родственной ей древнеиранской те же самые «дэва» – «злые демоны»… Причем даже эти две мифологии внутренне неоднородны (как и полагается любым «классическим» мифологиям, от древнеегипетской до древнегреческой). В рамках «черного мифа» Сталин может быть или психически больным, неуравновешенным кровопийцей, находящим удовольствие в мучениях людей, или холодным, расчетливым психопатом, движущимся к своей цели по человеческим телам – люди его не интересуют, страдания не возбуждают, они просто винтики в системе. С «белым мифом» я знаком хуже, поэтому нюансы позитивного образа Вождя в его рамках различаю хуже.

Так или иначе, споры о Сталине – это точно не про реальную фигуру. Для меня это стало особенно очевидным, когда я и один мой оппонент, много лет назад, прочитав ряд одних и тех же документов-первоисточников по сталинской эпохе, пришли к диаметрально противоположным оценкам и выводам относительно содержащейся здесь информации. Споры про Сталина и других политических деятелей – это вопрос ценностный, вопрос, касающийся не фактов, а их интерпретаций, а интерпретации зависят от той картины мира, в которую человек факты встраивает (или искажает – опять-таки для того, чтобы факты втиснуть в свою картину мира).  Что я вижу в первую очередь в Сталине?  Своего «раскулаченного» прадеда по материнской линии; насильственное переселение нардов (вызывающее у меня лично ассоциации с переселением нардов при Навуходоносоре II в Вавилоне); репрессии по политическим статьям; грандиозная система принудительного рабского труда заключенных (ассоциирующаяся у меня с не менее грандиозной системой рабства в Древнем Риме); принцип коллективной ответственности и наказания родственников и детей за «грехи» родителей; закон «о трех колосках»; сидящие в лагерях/расстрелянные ученые и деятели культуры (например, С.Королев); язык ненависти в официальных печатных органах (аналоги которым я вижу только в языке ненависти нацистской Германии)  и так далее. Все это реально было, и для меня лично заслоняет то другое, что было при Сталине.  Все это настолько несовместимо с моим мироощущением и ценностями, что ничто положительное не сможет перекрыть то, что я воспринимаю как кошмар. И мне по-настоящему грустно, когда я вижу людей, выстраивающихся в очереди для того, чтобы положить гвоздики для «вождя». Мне это не нравится.

Однако не нравится и тенденция, когда людей в этой очереди начинают называть «рабами», «совками», «быдлом» и так далее. Я не люблю Сталина за то, что он ассоциируется у меня с темными сторонами существования. А они любят/уважают  Сталина вовсе не за репрессии/расстрелы (их нередко пытаются оправдать или обесценить, но вовсе не из любви к репрессиям и расстрелом, а из-за страха обесценивания того важного, с чем ассоциируется Иосиф Виссарионович). Сталин, как «белая» мифологическая фигура, ассоциируется со справедливостью, равенством всех перед единой волей (пусть даже, на мой взгляд, это равенство в бесправии), чувством гордости за свою страну, с ощущением причастности своей жизни к чему-то великому, со смыслом жизни в целом, с уважением/самоуважением. С энтузиазмом по поводу будущего, своего и страны. И за выражение этих желаний (пусть даже в форме, которая мне лично очень не нравится) называть «рабами» и «быдлом»? Чем беспросветнее, отвратительнее нынешняя реальность, тем большее значение приобретают культовые фигуры прошлого, мифологические герои, побеждающие тьму и приносящие свет. И, одновременно, становятся не менее важными демоны прошлого, из-за которых мы до сих пор не можем вырваться из беспросветного настоящего. Иногда удивительным образом этот герой/демон воплощается в одном человеке. В любом случае за настоящее ответственными оказываются фигуры прошлого.

Для меня возрастание популярности Сталина – это признак ухудшающегося положения в обществе, возрастания несправедливости, обид и многого другого. Дело не в Иосифе Виссарионовиче. Восприятие прошлого определяется настоящим. Возвеличивать поверженных/низвергать возвеличенных неоднозначных героев прошлого начинают тогда, когда непонятно, что делать с «героями» настоящего. И что вообще делать с этим настоящим. Поэтому я признаю право людей выстраиваться в очереди, чтобы положить гвоздику товарищу Сталину, но при этом оставляю за собой право относиться к этому негативно. Потому что боюсь, что цветами к могиле это может не ограничиться, и плавно, в виде лекарства для настоящего, будут извлечены из нафталина все эти проверенные нашим "героем" «расстрелять как бешеных собак», враги народа и прочее, и прочее…
Спор о мифологическом персонаже из прошлого




Ключевые слова: дискуссии, размышлизм
Опубликовано 06.03.2016 в 07:10

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook


ЛУЧШЕЕ СЕГОДНЯ
Что осталось от самой наглой разлучницы нашего времени. ФОТО.

Что осталось от самой наглой разлучницы нашего времени. ФОТО.

Эту страшную женщину ненавидели целые поколения. Еще бы! Старая, развратная, некрасивая. И увела такого завидного мужчину у свежей, прекрасной, ангелоподобной. Пе

29 май, 23:02