Вчера вечером в шоу «Пусть говорят» на Первом канале вновь появилась Диана Шурыгина, в апреле 2016 года ставшая жертвой изнасилования. Темой передачи стала травля Дианы в соцсетях, которая началась с того момента, как стало известно, что насильник не останется на свободе. Мы решили подробно разобрать эту ситуацию, которая доказала нам страшное: наше общество — это общество, которое поддерживает культуру изнасилования.
Культура изнасилования — это культура, в которой изнасилование и сексуальное насилие над женщинами обычны, а общество нормализует, допускает или оправдывает сексуальное насилие над женщинами. Культура изнасилования одобряет агрессивное сексуальное поведение мужчин и насилие против женщин. И мы живем в этой культуре. Более того,мы ее поддерживаем. Мы — это наше общество. И, может быть, ты тоже.
В культуре изнасилования женщина несет ответственность за то, как мужчина с ней обращается. Показательно, что фразу про сломанную жизнь несчастного мальчика произнесла именно Юлия Михальчик: в свое время эта женщина начала отношения с бывшим мужем певицы Валерии, продюсером Александром Шульгиным. Причиной развода Валерии с Шульгиным стало домашнее насилие. Юлия знала, что начинает отношения с человеком, который избивал свою жену, но этот факт ее, судя по всему, не напугал. «Она была негодной женщиной, а я — годная, и со мной он станет другим» — довольно распространенная иллюзия, и Юлия, судя по всему, тоже ее питала. Неизвестно, стала ли она сама жертвой насилия, но отношения с Шульгиным закончила довольно быстро. Вчера она пришла на программу, чтобы обвинить еще одну жертву в том, что она сломала насильнику жизнь. О том же говорят многие пользователи социальных сетей. Давай разберемся в этом.
Представь, что кто-то активно склоняет тебя к противоправной деятельности — например,к мошенничеству. У тебя есть выбор — согласиться или нет, и за свой выбор ты несешь ответственность сама. Ты можешь сказать: «Я не буду вымогать у старушек пенсию». А можешь согласиться на это, но и ответственность будешь нести сама. И суд, и общество признают тебя виновной. Отчего же мужчина, нарушивший закон, считается невиновным? Незнание закона не освобождает его от ответственности. Более того, даже если девушка вводит его в заблуждение относительно своего возраста — это все равно не освобождает его от ответственности. Он и только он принимает окончательное решение: он добровольно нарушает закон, его никто не принуждает. Так почему он должен быть оправдан?
Потому что это — культура изнасилования: в ней женщина отвечает за действия сексуального характера со стороны мужчины. Да, это он снимает штаны, это он достает член и вводит его в тело женщины. Он сам ломает себе жизнь, добровольно. Но отвечает за это она. Более того, за его дальнейшую жизнь тоже несет ответственность она, хотя он сам принял решение нарушить закон. Не пора ли по этому поводу лишить мужчин прав,которыми обладает взрослый человек? Раз в ситуации с изнасилованием общество снимает с него ответственность — пусть отнимет и права. С какой стати он должен их иметь, если ответственности за свои поступки он нести не должен, с точки зрения общества?
Давай представим себе ситуацию, в которой взрослая девушка подходит к клетке с тигром и просовывает руку между прутьев. Виновата ли она сама в том, что тигр откусил ей руку? Безусловно. Если девушка уже не ребенок, она должна понимать, к чему могут привести такие игры с опасным хищником. Тигр — животное, у него нет разума, у него есть только инстинкты, и именно поэтому он живет не на свободе, а в клетке — там, где к нему могут приблизиться люди.
В культуре изнасилования мужчина — тот самый тигр: женщина должна бояться его и как следует подумать, прежде чем решиться на близкий контакт. Прежде чем выпить в его компании, прежде чем принять приглашение в гости, прежде чем выйти на улицу в темное время суток. При этом в жизни мужчин подобных ограничений нет: они могут вести себя так,как им вздумается. Женщина же должна помнить следующее: если она соглашается провести время в компании мужчин — она обязана предоставить им свое тело в безраздельное пользование. Потому что у мужчин есть инстинкты. Потому что они приглашают девушек в гости не для того, чтобы весело провести вместе время, а для того,чтобы воспользоваться их телом. И, если девушка соглашается провести время в их компании, она автоматически соглашается на секс. Ей не разрешается не соглашаться. «Она что, думала, ее на партию в шахматы зовут?»
Если мужчина не в состоянии обуздать свои инстинкты, его нужно держать в клетке. Если он животное — у него не должно быть человеческих прав. Причем, по логике сторонников культуры изнасилования, человеческих прав должны быть лишены все мужчины вообще — и хищные тигры, и безобидные котики. Просто потому, что девушке предлагается опасаться всех, всегда быть готовой к насилию и лишиться своих прав — а вдруг ее из-за них изнасилуют?
На самом деле женщина имеет право пить алкоголь, приезжать на вечеринки, вести себя сексуально — ничто из этого не дает мужчине права ее насиловать.
Алкогольное опьянение жертвы — еще один бесспорный вопрос в культуре изнасилования: пьяна — значит согласна. Тот факт, что с точки зрения закона алкогольное опьянение жертвы считается отягчающим обстоятельством, сторонниками культуры изнасилования во внимание не принимается. Их не интересует закон, их интересует еще одна возможность доказать, что жертва якобы заслужила изнасилование. Таким образом женщина вновь лишается прав, доступных мужчинам: мужчина может пить, женщина — нет. В истории Дианы этот вопрос и впрямь может быть спорным, на первый взгляд: закон запрещает продавать алкоголь несовершеннолетним. Но кто, спрашивается, угостил ее алкоголем? Совершеннолетний насильник. Так почему ответственность должна нести она? Потому что она должна быть «приличной девушкой»?
И, между прочим, возраст жертвы тут не играет никакой роли. Взрослая женщина, имеющая право покупать и употреблять алкоголь (легальный напиток), обвиняется в этом же. Де-юре алкоголь доступен всем, де-факто — только мужчинам. И в культуре изнасилования считается, что употребление женщиной алкоголя равно согласию на секс. На самом деле,конечно, нет. Получить осознанное согласие на секс у человека в состоянии алкогольного опьянения невозможно. Если пьяная женщина согласна на секс — она не согласна. Если пьяная женщина предлагает секс — она не согласна. Секс с женщиной в состоянии сильного алкогольного опьянения — всегда насилие. В культуре изнасилования считается, что«пьяная баба себе не хозяйка» и алкогольное опьянение жертвы — индульгенция для насильника, ведь жертва не имела права пить, она же женщина. История Сергея Семенова, которого осудили за секс с пьяной несовершеннолетней — прецедент, который все объясняет: не женщина должна не пить, а мужчина не имеет права на секс с женщиной в состоянии алкогольного опьянения. Хочет рискнуть — пожалуйста. Он рискует своей свободой, и это — его выбор.
В культуре изнасилования жертва не просто обязана быть «невинной» ровно настолько,насколько это готово принять общество, жертва еще и обязана страдать именно так, как хочется обществу. Она должна доказать, что изнасилование действительно стало для нее тяжелой травмой, потому что по умолчанию оно травмой не является: если насильник не нанес жертве тяжкие телесные повреждения, она уже как бы и не жертва. «От нее же не убыло». Если у жертвы насилия до эпизода изнасилования уже были сексуальные отношения, ей придется еще более активно играть роль пострадавшей по сценарию окружающих: быть подавленной, запуганной, плакать, бояться говорить о произошедшем и,может быть, даже совершить попытку суицида. Тогда, возможно, общество готово будет поверить в то, что ее правда изнасиловали.
Подобное отношение, к сожалению, затрагивает не только жертв сексуального насилия — ровно так же общество относится ко всем, кто пережил тяжелое потрясение,но недостаточно убедительно страдает — по мнению окружающих. Тот факт, что защитные механизмы психики не поддаются контролю и порой выглядят совершенно не так, как мы ожидаем, во внимание не принимается. Это вопрос всеобщей психологической безграмотности, которую никто не стремится искоренить — хотя бы в самом себе, а также вопрос отсутствующей эмпатии. Чужие переживания многие трактуют однозначно: рыдает — страдает, смеется — радуется жизни. Диана не выглядела подавленной, не рыдала, а,напротив, улыбалась, и на этом основании общество сделало выводы, что изнасилования не было. Она была недостаточно убедительной жертвой. Ату ее!
Показательно так же полное игнорирование того факта, что Диана — не взрослая женщина,а подросток. Бравада и нарочитое игнорирование норм поведения, принятых во взрослом обществе — черты, свойственные большинству подростков. Но взрослых, не имеющих ни малейшего представления об особенностях подростковой психики, это не беспокоит: они уверены, что в условиях всеобщей психологической безграмотности этого просто никто не заметит.
В культуре изнасилования наличие у женщины сексуального опыта автоматически означает,что она хочет заниматься сексом в любое время и с любым мужчиной, который выразил такое желание. При этом считается, что секс — это нечто постыдное, если он не нацелен на продолжение рода. Как только речь заходит о детях, женщина становится почти святой — покуда не решится на аборт. Пятнадцатилетняя женщина, решившая сохранить беременность, становится женщиной героической. Ровно до тех пор, пока это удобно обществу. Как только общество решит, что удобнее заклеймить ее словом «шлюха» — оно непременно это сделает. Более того, оно повесит этот придуманный «грех» и на ребенка этой женщины.
Самое интересное при этом то, что статьи о сексе в том же Cosmo традиционно набирают почти самое большое количество просмотров. Все занимаются сексом. Всем интересно, как это делать. Но как только речь идет о насилии, жертва объявляется «шлюхой».
Это слова насильника Сергея Семенова — в обращении к жертве Диане Шурыгиной. Насильник считает, что он невиновен. Что у него было право насиловать несовершеннолетнюю девушку, потому что она вела «такой образ жизни». Он — тоже жертва. Только не жертва ложного обвинения, а жертва общества, которое вырастило его в культуре изнасилования. Он убежден, что у него есть такое право — насиловать женщин. Не факт, что он осознает, в чем же его преступление.
Но у нас есть шанс вырастить поколение других мужчин. Тех, кто не считает изнасилование нормой. То есть у нас был бы шанс, если бы мы не продолжали поддерживать насильников.
http://www.cosmo.ru/lifestyle/society/kultura-iznasilovaniya...
ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Вот только-только отшумела история с «изнасилованной» студенткой МАДИ Ириной Сычевой, на ее пятки наступает Диана Шурыгина, и вот еще одна новость: про студентов волгоградской медакадемии, которые в попали под обвинения очередной сортирной шлюхи…
Такие случаи, разумеется, и раньше происходили, но по причине устоявшегося еще с советских времен лживой установки «советская женщина врать не может» про них было не принято говорить. Хотя еще Эдуард Тополь в своей «России в постели» упоминал про один такой случай:
Зина пробежала вниз по лестнице, выскочила на улицу и побежала в соседнее районное отделение милиции. Перед входом в милицию рванула на себе платье у плеча и в милиции заявила дежурному по отделению, что ее только что изнасиловали.
Следы насилия были налицо — порванное платье, синяк на шее и груди. Зинку отвезли в райбольницу на медицинскую экспертизу, а два милиционера нагрянули по указанному Зинкой адресу — в общежитие консерватории и арестовали Бориса. Пятна крови у него на штанах свидетельствовали против него…
На следствии пол-общежития говорили, что Зинка приезжала к нему сама, а примчавшиеся из Ленинграда родители Бориса пытались подкупить Зинку подарками и деньгами, чтобы она отказалась от обвинения в изнасиловании, и тогда Борису грозило только пятнадцать суток за хулиганство и исключение из консерватории, но Зинка твердо стояла на своем — изнасилование…
Суд — молодая судья с блудливыми глазищами и два народных заседателя — инвалиды Отечественной войны, априори ненавидящие этих развратных артистов и музыкантов, легко взяли сторону «простой советской фабричной работницы», совращенной «гнилым и распущенным» студентом консерватории. За развращение несовершеннолетней, за насилие и нанесенные телесные повреждения Борису дали по статье 171, часть II УК семь лет исправительно-трудовых лагерей…
Причем героиня повествования была записная шлюха, даже глава про нее называлась соответствующе: «Королева Подлипок». Но эта хоть руководствовалась мотивами «благородной мести», а у «шурыг» (этим термином с недавнего времени стали называть порванок вот такого сорта) интерес чисто меркантильный. Мани-мани-мани…
По статистике ФСИН около 30-35% мужчин, осужденных по статье «Изнасилование», позже освобождаются. Вдумайтесь: только официально ТРЕТЬ осужденных сидит просто потому, что какая-то мразь с дырой промеж ляжек решила таким образом какие-то свои проблемы! ТРЕТЬ! А сколько в эту статистику не попало остается только гадать…
Гуляя по просторам интернета, я наткнулся вот на такую завлекательную вещь:
Опубликовано это было совсем недавно.
Похоже, что самки человека, воодушевленные «положительным» примером всевозможных сычевых, шурыгиных и прочей сволоты решили поставить это дело на поток. А что: статья тяжелая, неавторитетная, срок большой, а обвинить легче легкого – проще, чем накатать донос в отношении нелюбимого начальника в достопамятном 1937-м. А если вскроется обман – ну и что? По статье 306 части 2 УК РФ наказание за подлость всего-то до трех лет лишения свободы. А учитывая непозволительную лояльность нашего законодательства в отношении «онижеженщин» вероятно и этого не будет – впаяют условку, а то и полгода-год принудработ с отчислением до 30% заработка в доход государства. И дело этим закончится. Никто не вспомнит душевные (а то и физические страдания) парней, которые не смогли найти денег на откуп от обвинений очередной «шурыги» (хороший термин). Еще стоит учесть менталитет российского стада, отчего-то называемого «обществом», которое начисто лишено не то, что способности логически думать, а и думать вообще. Эту функцию их муравьиным мозгам заменяет телевизор. Быдло рассуждает примерно так: «Ну все равно ведь что-то было, просто не смогли доказать/запугал бедную девочку/плохое следствие/купленный суд/неправильные законы (нужное подчеркнуть)». И за мужчиной, отмазавшимся от подлых обвинений, поползет грязный слушок: «Тот самый».
Уголовники, по крайней мере, оказались мудрее облеченных властью погононосцев в красивых кабинетах, сияющих купленными или выпрошенными наградами. На одной из воровских сходок (по-моему в 1989-м году, хотя я не уверен) было принято решение – не «опускать» сразу попавших по этой статье, а прежде всего по мере сил разобраться. Уже в то время количество таких «пассажиров» превысило все мыслимые пределы. И уголовный мир отреагировал оперативно. Бывалые люди, оттоптавшие пару сроков (и не за кражу водки в супермаркете), подтверждали, что это решение до сих пор соблюдается. Разумеется, всякое бывает, особенно в нашем бардаке да в беспредельной зоне. Но все-таки.
Похоже, мы наблюдаем зарождение еще одной разновидности подлючего бабьего бизнеса: переспать с парнем побогаче, обвинить его в изнасиловании и доить его, елико возможно. А потом или милостиво простить или все-таки посадить - в зависимости от настроения. Правда, тут надо быть осторожной – парень может оказаться зубастым, и изувеченный труп потаскухи возможно когда-нибудь откопают из-под земли. Не исключено, что тела молодых женщин, которых нередко находят на окраине крупных городов, и которых называют «жертвами местных чикатил» принадлежали когда-то вот таким «бизнесменшам»…
Можно ли себя обезопасить среднестатистическому мужчине? Чтобы без уголовщины? В принципе можно. Нет, я не буду говорить «не хрен со шлюхами таскаться», хотя и действительно не хрен. Посмотрите на Шурыгину – ну разве может кто-нибудь по ее мордашке подумать, какая это в действительности тварь? Сычева, та да, выглядит весьма потасканной, ну так ей и лет поболее будет. У них же на лбу не написано: «я мразь и сука, держись от меня подальше». Нет, такая напротив будет демонстрировать чудеса благовоспитанности – ни дать ни взять, барышня-смолянка. Мужчина приучен доверять женщине, с которой делит постель, поэтому мало кто задумается – а какой дьявол скрывается за ангельской внешностью? Не приучен он пользовать человеческих самок так, как они заслуживают. Это ведь только женщинам разрешено с легкостью предавать доверившихся мужчин…
Но я отклонился. Итак, безопасность. Сейчас есть множество технических средств, позволяющих незаметно запечатлеть весь процесс от начала до конца, причем со звуковым сопровождением. Еще и незаметно. Кстати, по законам рынка спрос на такие штуки сейчас огромен и цены относительно невысокие. На карманных деньгах, конечно, не сэкономишь, но заработать реально. Свобода дороже. Со своей пассией появляйтесь как можно чаще в людных местах и как можно яснее давайте понять окружающим, что у вас присутствуют нежные чувства. С максимальной точностью запоминайте те места, где вы побывали, людей, с которыми встречаетесь, почаще фотографируйтесь со своей женщиной в недвусмысленных позициях (нет-нет, я не о порнографии). Обнимайтеь, целуйтесь на камеру. И все фотки сохраняйте под семью замками и тремя заковыристыми паролями!
Если вам удалось записать процесс интимного общения, то не вздумайте использовать его для шантажа! Храните запись у себя дома, можете в старости вспоминать приятные минуты. Но ни в коем случае не распространяйте. В случае неприятностей с законом вам никто не помешает предъявить ее следствию. Если уж ваши дела совсем плохи и терять нечего, то можете и распространить – по крайней мере елико возможно испортите житуху меркантильной суке. Хуже, чем есть, уже не будет.
Ну и, разумеется, на интимной встрече не теряйте голову и не пейте много. Ибо в таком случае можно нарваться на другие неприятности, где закон будет играть не более, чем условную роль. Если будет играть вообще.
ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Статья написана для группы "Типичная тема" (ссылка в конце такста) и затрагивает проблемы ЛГБТ-людей. Однако, насилие - это общая проблема, поэтому статья может быть полезна любому человеку.
Я хотел бы поговорить о том, что насилие — это та часть нашей жизни, которая на данный момент почти перестала быть актуальной. К сожалению, я не могу этого сказать. Насилие в семье — это мировая проблема. Даже в тех странах, которые мы привыкли называть «развитыми», насилие не является явлением, изжившим себя.
Когда я говорю о семейном насилии, то имею в виду как родительские семьи и родственников, так и семьи и партнерства, образованные самостоятельно. Возможно, именно поэтому тема получилась настолько широкой.
Немного о терминологии.
Очевидно, что, например, ссоры случаются даже в любящих и гармоничных отношениях. Выявить насилие позволяет его стабильный, повторяющийся характер, шаблон, на котором строятся отношения. Если вы замечаете, что в отношениях выстраивается иерархия «тиран — жертва» - вероятно, речь идет о насилии. Именно такое стабильное, повторяющееся насилие, которое может быть представлено в разных формах в конкретных отношениях (физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, репродуктивное насилие) и нарастает со временем, называется абьюзом. (Я сейчас не буду вводить точную терминологию и разделять понятия «насилие» и «абьюз», но мне хотелось бы, чтобы по результатам этой статьи вы могли как можно больше нагуглить, уже зная, что искать).
И, наконец, последнее. Существует миф, что в негетросексуальных партнерствах и семьях не встречается насилия. Это неправда — иначе был бы не нужен весь последующий текст.
* * *
Насилие на постсоветском пространстве имеет свою специфику.
Первая особенность — это, пожалуй, то, что насилие не распознается как насилие — как жертвами и насильниками, так и окружающими. Хрестоматийный пример этого — отношение к воспитанию детей. До сих пор считается, что бить детей в воспитательных целях — это нормально. Более того, многие вещи, которые, если бы они применялись ко взрослым людям, мы бы назвали жестоким обращением или пытками, в отношении детей почему-то воспринимаются как нормальная часть воспитательного процесса.
Вторая особенность — это обвинение жертвы («виктимблейминг»). В пережитом насилии жертву зачастую и обвиняют — что она «спровоцировала», что она «не предотвратила» и так далее. Яркий пример — изнасилование. Женщине стыдно признаться, что ее изнасиловали, но насильника не мучает стыд. Женщину будут обвинять в том, что она надела «слишком короткую» юбку, ходила ночью по «опасным» районам, но почему-то далеко не всем приходит в голову вменить ответственность за насилие насильнику (хотя это, казалось бы, логичный ход мысли).
Для обеих этих особенностей можно находить свои предпосылки — психологические, социальные, исторические. Я не ставлю нахождение и анализ этих предпосылок задачей данного текста, так как у него задача более практическая — рассказать о том, что является насилием. (Замечу, что мы сейчас говорим не о правовых аспектах насилия, тем более, что я психолог, а не юрист, а о том, как его различать и опознавать).
* * *
Итак, насилие. Я выделяю несколько видов, каждый из которых может встречаться в семье:
Физическое насилие. Кажется, что это самое очевидное из всего, что может быть — кто-то кого-то побил. Однако стоит раскрыть это понятие. К физическому насилию относится любое действие, совершенное над человеком против его воли с применением физической силы и/или воздействующее на тело жертвы насилия, а также бездействие, причиняющее физические страдания. Таким образом, кроме побоев это могут быть:
и т. д.
Сексуальное насилие. К сексуальному насилию относится не только изнасилование, как можно подумать — есть более тонкие вещи. Сексуальное насилие — это любые сексуальные действия и практики, производимые с человеком, который не давал на то своего согласия, а также принуждение (например, психологическое давление) к таким действиям. Также изнасилованием называются любые сексуальные действия и практики, которые производились с человеком, который не мог дать согласия (например, был в состоянии опьянения) или не мог противостоять насильнику.
Что относится к сексуальному насилию:
и т. д.
Хочу отметить еще несколько важных моментов. Момент первый: изнасилование статистически гораздо чаще совершается знакомым жертвы, чем незнакомым человеком на улице. Момент второй. Если жертва не сопротивляется — это не значит, что изнасилования не было. Если человек не давал согласия на сексуальные действия — это изнасилование. Не сопротивляться можно, например, боясь, что причинят еще более тяжелые физические повреждения или просто замерев от шока. Момент третий: неправда, что в браке или в постоянном партнерстве человек не может быть изнасилован. Если вы в отношениях — это не значит, что ваш партнер приобрел безраздельное право на доступ к вашему телу. Вы можете быть не в настроении, у вас может что-то болеть, вы можете просто не хотеть сексуального взаимодействия. И далее — если вы согласились на это взаимодействие, вы не обязаны участвовать во всех практиках, которые предлагает вам ваш партнер. Более того, если вам нравилась какая-то сексуальная практика вчера, это совершенно не значит, что вы хотите участвовать в ней сегодня. Ваше тело принадлежит только вам, и вы решаете, кто, когда и каким образом может до него дотрагиваться. Момент четвертый: «нет» значит «нет». Если вы говорите нет относительно всех сексуальных действий или какого-то конкретного — ваш партнер должен прекратить совершать любые действия или же какое-то конкретное, в противном случае это становится сексуальным насилием. Момент пятый. Неправда, что «женщина хочет быть изнасилованной». Некоторые люди любят сексуальные игры подобного рода, но отличие этих игр в том, что люди заранее договариваются о том, что будет происходить, и как это остановить. Изнасилование — огромная травма, и никто не хочет быть изнасилованным. Момент шестой. К ЛГБТКИАПП-людям могут применяться так называемые «коррекционные изнасилования» - насильственные сексуальные действия, имеющие своей целью «исправить» сексуальную или гендерную идентичность.
Психологическое (эмоциональное, моральное) насилие. Пожалуй, это одно из самых сложноопределяемых явлений. Я не буду давать точное определение, но приведу те проявления психологического насилия, которые наиболее часто встречаются. Итак, что относится к психологическому насилию?
и т. д.
Экономическое насилие. Под экономическим насилием понимается контроль агрессора над финансами жертвы. Это может выражаться следующим образом:
и т. д.
Репродуктивное насилие. Репродуктивное насилие — это принуждение к зачатию, вынашиванию или прерыванию беременности, родам или стерилизации. Оно может выражаться в форме прямого запрета на репродуктивный выбор, давления, шантажа, обмана, манипуляций и т. д. Нет «единственно правильного» репродуктивного поведения. Любой выбор в этой области — это ваш выбор, и окружающие должны относиться к нему с уважением.
Также я отдельно выделяю такие формы насилия, как газлайтинг и неглектинг. (Газлайтинг рассматривают как одну из форм психологического насилия, но мне хотелось бы выделить этот феномен отдельно, поскольку он недостаточно известен).
Газлайтинг. Происхождение этого термина связано с фильмом «Gaslight» режиссера Джорджа Кьюкора. Газлайтинг — это вид психологического насилия, где агрессор пытается убедить жертву в ее неадекватности, в наличии у нее ментального расстройства, «сумасшествии», неправильном восприятии реальности жертвой. В крайних проявлениях это доходит до убеждения жертвы в ее полностью неадекватном восприятии реальности и «сумасшествии», в более мягких вариантах это выражается в том, что жертве отказывается в правильности и обоснованности чувств, реакций и восприятия мира.
Неглектинг (неглект) - (от англ. «neglect» - пренебрежение; небрежность, невнимание, халатность) – одна из форм насилия, когда агрессор несет ответственность за заботу о ком-то, но не осуществляет этой заботы. Примеры неглектинга:
и т. д.
Ссылка на группу "Типичная тема": https://vk.com/feminist_tt |
http://www.b17.ru/article/66434/?prt=36961
Та тема, которую я решила сегодня поднять, не из приятных. Да, сейчас будет страшненькое. Этакая горькая пилюля, которую пытаешься проглотить. Шестнадцать плюс, как принято писать в газетах.
Вот говорит тебе в лицо мужчина (виртуально ли, реально ли), что, мол, забыли вы, голубушки, как это – быть женщиной. Эмансипация все мозги запудрила, а о женской сути своей и запямятовали. Ведёте себя как мужики, прости, Господи!
А я говорю, что нам никогда не дают забыть о том, какого мы пола, рода и племени. Нам регулярно напоминают о том, чем мы от мужчин отличаемся, а иногда даже настаивают, что мы «не всегда хотим, но всегда можем». Я говорю о насилии, физическом и психологическом. И чтобы ему не подвергнуться, приходится… Прикидываться мужиком?
В одном блоге я вычитала эту цитату. Привожу её дословно, сохраняя орфографию и пунктуацию.
«Я тоже знаю, что это такое. Мои подруги знают, что это такое. Насилие – физическое и сексуальное – очень распространенное явление в наших палестинах. Насилие – это взрослый дядька, отец семейства, который закрывает тебя, школьницу, в кабинете и начинает приставать, а ты просто немеешь и цепенеешь от ужаса, ведь ты просто ребенок, которого учили слушаться старших, то есть быть покорной. Трудно, невыносимо трудно бить портфелем между ног человеку, которого всегда называла по имени-отчеству.
Насилие – это мужские ладони в транспорте, жадные и беспощадные к твоему двенадцатилетию. Это водитель рейсового автобуса, пообещавший твоей маме приглядывать за тобой и высадить в деревне у бабушки, а вместо этого усмехающийся: «Поедешь со мной до конечной». Это твой бег, твой заячий страх, твое бешеное сердцебиение, твой ужас перед взрослым, непонятным миром.
Насилие – это мальчик Игорь, в которого ты влюблена и который сначала приглашает на медленный танец, а потом, уведя чуть в сторону от входа в клуб, бьет в лицо в ответ на твое испуганное «Не надо…»
Это слезы Таньки, которую не просто изнасиловали, но и раздели в парке, чтобы не убежала, – кавалер ушел за другом. Это таксист, который не выпускает тебя из машины. Это знакомый твоего бойфренда, который сначала вызывается отвезти тебя домой, а везет в итоге к себе, и ты на ходу выпрыгиваешь из машины, не соображая, как рискуешь. Это голос Юли в телефонной трубке: «Только что… Возле дома… Какой-то в шапке. Я притворилась, что мне нравится, чтобы он меня не убил. Только никому не рассказывай».
Это слова твоего друга Димы о том, как взрослый мужчина подкараулил его, мальчишку, у гаражей… Это милый интеллигентный мужчина, который от бессилия и злобы: «Ах, ты не хочешь?» – начинает тебя душить. Это начальник, который грозит увольнением, если не уступишь. Это пьяный милиционер, который, получив отставку, приходит на день рождения Светы и целится в нее из пистолета: «Бросить меня решила?»
Это десятки, сотни мужских, юношеских наглых рук, кулаков, угроз, пощечин, пинков, тычков, ударов, которые сопровождают твою юность и юность твоих подруг. И не говорите мне, что этого не существует. Не. Смейте. Мне. Это. Говорить. От страха во рту все пересыхает, вы знаете это? Вы знаете, как пугаются девочки, которые еще тем летом были просто детьми, а в это лето уже являются объектами сексуальной агрессии?
Их не учили защищаться, их только призывали молчать, когда говорят старшие. И весь их опыт, все их умение – это вот так молчать.
Причина в том, что большинство женщин знают – именно так и бывает. Мы молчим. Ни одна из изнасилованных, которых я знала, никогда не обращалась в милицию. Не говорила ничего родителям. Маскировала синяки и ссадины. Делала вид, что все в порядке. Чтобы сейчас любой дурак в ЖЖ мог с полной уверенностью сказать: «Да вы все придумываете».
В чем причина такого молчания? Дело не только в самобичевании, не только в том, что жертва преступления не доверяет профессионализму следователей. Жертва просто знает – люди, скорее всего, обвинят не истинного виновника, а ее. Почему-то им так легче. Даже самые близкие склонны думать в ключе: «Она, наверное, сама виновата. Я буду думать так, иначе у меня мозг взорвется».
Американка Элис Сиболд описала это в автобиографичном романе: «Речь шла об оружии насильника. Возможно, я сама упомянула, что полицейские нашли мои очки и его нож практически в одном месте, возле вымощенной кирпичом дорожки.
«Ты хочешь сказать, в тоннеле при нем не было ножа?» – удивился отец. «Ну да», – подтвердила я. «Не понял… Как же он умудрился тебя изнасиловать, если у него не было ножа?» Уж если отец не может сообразить, что к чему, и практически обвиняет тебя, словно ты сама хотела – «Да, да, сделай мне больно!» – быть избитой и изнасилованной, то что уж говорить о других? Понимания не жди. Жди косых взглядов, перешептываний за спиной: «Это она, та самая… Вы слышали, что с ней случилось?» – и даже издевательств.
«Изнасилованная» – это ярлык. Ты уже не та, ты пропащая, порченная, прокаженная. Вы когда-нибудь жили в общаге? Вы знаете, что там бывают изнасилования? Часто. Одинокая провинциалка, маленькая и испуганная, кому она может жаловаться? Она просто продолжает жить там, где на стенах рисуют похабные картинки, изображавшие ее с широко раздвинутыми ногами, а рядом – очередь из мужских фигур.
И еще надпись: «Ленка дает всем». И пока публика будет реагировать именно так, насилия не станет меньше. Мы просто не желаем о нем знать. А всех, кто с ним столкнулся, позорим и клеймим. Делаем больно. С большим энтузиазмом».
Нет, это всё не про меня. В шесть лет меня спас мой брат… Какой-то добрый дяденька позвал меня за гаражи, предлагая поесть конфет, а мой девятилетний братик сказал дяде, что сейчас подойдёт мама, и дядя, испугавшись, ушёл.
А когда мне было восемь, то мы с подружкой убежали от странного дяди в очках… К тому моменту родители уже провели с нами разъяснительные беседы на тему маньяков, которые любят убивать детей, заманивая их в подворотни предложениями погладить котёнка или отведать тортика. Тот мужчина, обращаясь к нам, сказал: «Девочки, хотите мороженого?», — и мы развернулись и дали дёру со всех ног.
Эта таинственная тема вызывала и у нас, малышни, бурю эмоций, завесу тайны и желание как-то что-то прояснить. В невинном детстве мы с братом раздевались и изучали друг друга, и даже трогали… Такие вот детские развлечения. Сейчас об этом как-то стыдно вспоминать.
Да и в школе интерес к вторичным половым признакам не ослабевал. Мальчишки всё время пытались как-то «потискать» или ущипнуть, так что я ходила с тяжёлой сменкой в руках и без разговоров била. Компания подростков могла подойти и спросить в лицо «девочка, а если мы тебя изнасилуем?».
В десять лет я вовремя убежала, в одиннадцать вырвалась из сильных рук, а в 12 лет, в пионерском лагере, гуляла я как-то у ограды, а за заборчиком нарисовался мужчина. Смотрю и понимаю, что у него из штанов «сосиска» торчит. «Девочка, хочешь, подойди, потрогай»… Я развернулась и побежала к пункту милиции. Мне казалось, что я кричала что есть мочи, но мне потом сказали, что бежала я молча.
В 14 плакала на похоронах зарезанной маньяком подруги…
В 15 об меня изломал все глаза на даче седатый завхоз. Долго пытался рассказывать о том, как занимаются любовью пигмеи. Слава Богу, в присутствии моей мамы клеиться не решался.
Сколько раз приходилось врать, изворачиваться, убегать, выпрыгивать из автобуса… Я очень радовалась, что не слишком красива, поэтому избежала ещё одной беды – меня никогда не пытались «снять» братки на тонированных машинах. Но всё равно, приходилось постоянно быть начеку.
В шестнадцать лет носила в кармане нож. На всякий случай. В семнадцать лет приходилось брать пистолет. Я благодарю своего ангела-хранителя, что вообще умудрилась в нашем криминальном районе дожить до взрослого состояния.
На полевой практике как-то в нашем девчачьем домике местные по пьяни взломали дверь, кинулись с ножами на девчонок. Те – бегом к нашим мальчишкам, был «махач». Я проспала практически всё это происшествие, проснулась уже к концу. Но пистолет под подушкой продолжала сжимать.
К совершеннолетию в арсенале средств самообороны уже были нож, пистолет и газовый баллончик.
Пыталась «гулять» с парнями, но становилось противно. Благодаря сексуальному просвещению я знала, что секс со случайным неопытным партнером «в кустах» не принесёт никакого удовольствия, зато проблем может добавить очень даже.
Правда, благодаря случившемуся в те поры воцерковлению я даже не рассматривала такие варианты общения с противоположным полом. Поэтому первые отношения закончились достаточно быстро – я не смогла себя пересилить и «дать» ему. А такая правильная ему нужна не была. Зачем?
Предложения разного уровня мерзости поступали регулярно, особенно когда стала более-менее прилично одеваться. Таксисты, коллеги, «нацмены» и татары, особенно старые, постоянно обращались с неприличными просьбами. Пошла на рынок за продуктами, так там прямо в лицо старый мясник предложил: «Будешь моей любовницей?» Да, в любовницы звали часто, а вот замуж – ни разу. Ни «воцерковлённые», ни светские.
Изнасилованные одноклассницы… Девочки из школы, занимающиеся проституцией, пятнадцатилетние подростки, которые «живут» со взрослыми мужиками… Никто из моих одноклассниц не лишился девственности с ровесниками.
Мне очень долго было мерзко даже просто подумать об «этом».
В сознательном возрасте решила пойти на каратэ. Спортом я занималась всегда, но тут стало элементарно страшно за себя. С тех пор, кстати, приставать стали гораздо реже. Возможно, перестала выглядеть жертвой, характер в глазах стал считываться.
Заметила, что с тех пор больше не даю себя обижать. Никому. Хотя, конечно, ещё случается всякое.
Я хоть и наученная жизнью, а всё-таки попадаю в ситуации, где сила рук и быстрота ног, а также взгляд, которым можно убить, могут спасти здоровье и даже жизнь. А вот некоторые мои подруги так и не научились сей премудрости. Поэтому иногда приходится утешать: «меня армяне заманили-изнасиловали», «как он мог так со мной, я думала, он из хорошей семьи», «я думала, что он меня любит, а он только секса хотел… я вырывалась, а он мне по морде…»
Да, так и тянет поймать себя на мысли, что «все мужики — козлы». Ведь и среди «верующих» встречаются кадры, у которых от воздержания крыша едет, и они при виде женщины теряют всякую способность себя контролировать и предлагают сразу переходить к действиям, потому что уже не могут «гулять за ручку».
Пришлось освоить нехитрую науку «динамо», виртуозно научиться отказывать. Я твёрдо решила, что «без любви, причём взаимной, ничего не будет». Извините за подробности. Но вот это всё правда, такая вот жизнь.
Читаешь иногда сладкие любовные романы и понимаешь, насколько они далеки от реальности… Слишком много их, не способных на нежности, относящихся к женщинам настороженно, как к хищницам, которым нужны только деньги. И брак – как капкан, в который заманивают эти самки.
У меня много друзей среди мужчин, которые относятся ко мне как к женщине-другу, исключая при этом романтические отношения. Знаете, как будто есть у них такой тумблер, что женщина может быть или человеком-другом, или сексуальным объектом. Они словно не умеют одновременно быть и друзьями, и любовниками.
Гляжу вокруг, и кажется, что любые сексуальные отношения что ли невротически окрашены. Причин много, и одна из них – это особенности воспитания мальчиков. У нас они феминизированные!
Женское общество тоже как с ума сошло. Лет с двадцати двух меня начали настраивать, что можно «завести ребёнка для себя», вне брака. Вокруг меня количество одиноких матерей просто зашкаливает! Кто-то случайно «залетел», но не стал делать аборт, кто-то от отчаяния зачал ребёнка от любимого человека, который не собирался жениться, кто-то просто уже махнул рукой на идею о замужестве и поддался-таки этим уговорам.
Так что, дорогие мужчины, мы никогда не перестанем помнить, что мы – настоящие женщины. А даже если и захотим забыть, то нам напомнят.
И я уверена, что все фригидные женщины, испуганные женщины, боящиеся близости, равнодушные до мужчин женщины, снежные королевы, которые отпугивают слишком холодным поведением, сторонятся вас на улицах и постоянно боятся, боятся, боятся, взялись не на пустом месте. Это, между прочим, и ВАША ВИНА!
Недаром на забугорных сайтах знакомств пишут, что русская женщина подобна замороженной клубнике. Чтобы почувствовать вкус, её сначала надо «отогреть».
У этого печального дневника есть радостный конец: у меня все таки есть нормальный мужчина. Но это уже совсем другая история…
Автор: Елена Балашова
Мы часто шутим о том, что женщины симулируют оргазм. В глазах общественности это не больше, чем попытка угодить не слишком хорошему и не очень умному партнеру. Однако, недавно проведенное исследование выявило новую, далеко не такую забавную причину: женское притворство в постели — это действенный способ закончить нежелательный секс.
В исследовании, представленном на ежегодной встрече Британского психологического общества, посвященной женской психологии, ученые из Университета Райсона и Университета Святого Томаса (Канада) опросили женщин на предмет того, почему они симулируют оргазм. Женщин пригласили, чтобы побеседовать о добровольном соитии, и, тем не менее, все они говорили в том числе и об опыте, когда секс таковым не являлся.
Согласно данным психологов, ни одна женщина не использовала слова «изнасилование» или «принуждение», хотя описанный ими характер связи разумно было бы классифицировать именно так. Вместо этого, они просто описали его как «плохой» секс — так обычно называют процесс, который принес разочарование или скуку. Участницы рассказывали, что фальшивый оргазм был способом быстро закончить секс, когда никаких других решений не оставалось.
Стоит заметить, что было опрошено лишь 15 женщин в возрасте между 19 и 28, что является довольно скромной аудиторией для такого исследования. Но тот факт, что они решились рассказать об этом, пусть даже в контексте интервью, говорит о многом. И то, что они использовали для описания своего опыта намеки и общие фразы, заставляет задуматься о том, что многие истории о симуляции оргазма следует воспринимать куда серьезнее, чем просто шутку.
Результаты этого исследования были частично основаны на материалахпредыдущего, которое тоже ставило своей целью разоблачение подробностей притворных оргазмов и описывало разнообразные причины того, почему женщина притворяется в постели. Среди них — «альтруистический обман» (ложь во спасения морально подавленного партнера), «повышенное возбуждение» (которое является тем, чем и звучит), а самое главное — страх и неуверенность во время самой встречи.
http://www.popmech.ru/science/241202-s-tochki-zreniya-nauki-...
Источник →
]]>Я прочитала ЭТО, осознала, обалдела, не поверила своим глазам... Перечитала еще раз - нет, не ошиблась. Человек реально и честно написал. Даже странно, что не стер вовремя такой комментарий. Как тут не материться?
"#янебоюсьсказать.
Мне было 16 лет и я поехал на лето в языковую школу заграницей. Днём были уроки, а вечером для учеников организовывались всевозможные мероприятия. В том числе и "дискотеки" в местных барах.
На одной из таких дискотек рядом со мной оказалась девочка из той же школы, я предложил угостить её коктейлем (алкоголь в той стране продавали с 16), мы разговорились, потом танцевали, ещё пили и разговаривали. Через пару часов я предложил пойти прогуляться к морю.
Мы вышли на пляж и стали целоваться стоя у кромки воды, потом плавно переместились на шезлонг и продолжили уже там. Одной рукой я трогал её грудь, а вторую уже запустил в трусики. Вдруг она стала меня отталкивать.
Мы встали, она стала уходить, я пошёл за ней и спросил что случилось, она сказала "ничего", "оставь меня в покое" и заплакала. Я отстал и пошёл обратно в сторону дискотеки.
В общем, через 15 минут меня оттуда выволокли преподаватели/организаторы. Были долгие "допросы" в пустых кабинетах школы на протяжении всей следующей недели, были крики и угрозы что сейчас приедет полиция, а они сообщат моим родителям.
Когда спустя несколько дней меня увидели с другой девочкой из школы (мы просто стояли разговаривали), меня оттащили и орали, чтобы я не смел приближаться ни к ней, ни к кому либо ещё. Вся школа знала, что я насильник. Все перешёптывались и переглядывались. На всех экскурсиях я сидел с молодым парнем гидом, который хоть как-то меня поддерживал.
Её версия была, что я её напоил, поэтому она точно не помнит, но вроде я её изнасиловал. У неё оказались порваны шорты и синяк на коленке. А я чётко решил, что если сообщат моим родителям, то я домой не поеду, а покончу с собой. Ночами не мог заснуть и придумывал варианты самоубийства.
Через три недели все разъехались по домам. Ничего не было. Прошло 10 лет, я уже женат, но стараюсь не оставаться наедине с девушками в хоть немного двусмысленных ситуациях."
Это один из комментариев к скандальному посту dolboeb'a о том, что врут все тетки, мол, в сети сейчас про изнасилования (не спрашивайте зачем, я так поняла, что это типа оч круто - написать такое о себе в инете).
Но речь про комментарий.
Так вот. Автор этой истории на полном серьезе ее противопоставляет опыту женщин, которые рассказывают, как взрослый дядька затащил их в 10-летнем возрасте в кусты и надругался.
Себя наш герой считает не меньшей жертвой.
Хорошо, давайте разберемся.
Даже если все было точно так, как здесь написано (а это вопрос, ибо порванные шорты и синяк имели место быть) и мы поверим комментатору, мне лично он не кажется безвинной жертвой.
Ну не тянет на историю девственницы-девятиклассницы, которую друг брата, знакомый с детства, захотел покатать на мотоцикле, а потом совершенно неожиданно повез в лес.
Здесь, извините, человек сам познакомился, сам подпаивал, сам повел к морю, сам полез в трусы.
Спросить, хочет ли девушка, которая его видит впервые в жизни, чтобы к ней лезли в трусы, он не додумался.
А зачем?
А вот надо было спросить. Может, она бы попыталась что-то ответить и тут наш герой бы вдруг понял, что девицы вообще-то пьяна вдрызг. Или неадекватна. Ничего не соображает. В медпункт, может, человека везти надо. Мало ли, какая у незнакомки реакция на алкоголь?
Но нет, зачем спрашивать, если можно воспользоваться тем, что неизвестная баба расслабилась и плохо соображает? Можно же подсуетиться, отвезти ее в безлюдное место и там быстренько трахнуть! Это нормально. Абсолютно нормальное поведение абсолютно нормально подростка. Нормальный мотив. Автор его и не считает нужным стыдиться.
Не удалось. Баба совсем неадекватной оказалась. Нажаловалась.
Не повезло.
Человек страдает и считает себя жертвой. Жалуется, что даже спал, бедняга, не очень хорошо.
Он ничего не хотел плохо. Просто подпоить случайную девицу и употребить, пока не соображает.
Как она, стервь, посмела портить же мальчику отпуск из-за такой ерунды?
Кстати, про вывод: наш герой пишет, что с тех пор избегает двусмысленных ситуация с девушками. Я не знаю, какие могут быть двусмысленные ситуации у женатого человека, вроде достаточно просто не лезть в трусы к незнакомым бабам, дабы они не жаловались, но, в целом, мыслит он в верном направлении.
Случайные связи со случайными пьяными женщинами опасны для мужчины! Я всегда это говорю! Мужчина их должен всячески избегать.
А девочка, которая то ли наврала в этой истории, то ли нет, в любом случае, как мне кажется, спасла от изнасилования парочку других женщин. У автора явно был потенциал.
Вовремя его напугали как следует.
Теперь мы точно знаем, чего хотят женщины. По крайней мере, в постели.
Предупреждение!
Содержание этого материала предназначено только для совершеннолетних (18 и более лет).
Результаты прокомментировали сексолог, д.м.н. Сергей Агарков и «специалист по женскому разуму» Арина Винтовкина.
Реплика сексолога: Несколько партнеров, из которых можно выбирать, здоровый эволюционный подход, который вполне соответствует женской сексуальности. В природе всегда выбирает самка, в обществе всегда выбирает женщина. Поэтому секс втроем — то есть возможность вести выбор до бесконечности, окончательно не выбирая, — очень привлекательная идея.
Говорят, эта ситуация архетипическая, она записана в генах и пришла из прошлого: дикие племена, ритуальные танцы, снадобья, оргии, в центре которых, конечно, женщина. Другими словами, секс с несколькими мужчинами — понятная, физиологическая и… трудноосуществимая мечта. Ибо сами мужчины такой конкуренции ни физически, ни морально не переносят.
Арина Винтовкина: Тройственный союз привлекателен прежде всего своей тотальной безнравственностью с точки зрения общественной морали. А того, что осуждается, традиционно сильнее всего и хочется. Добавим к этому слабую вероятность реализовать сценарий в реальности — вот и объяснение первого места. Нельзя же, в самом деле, просто подойти к самому широкоплечему из друзей бойфренда и предложить: «Третьим будешь?». С другой стороны: каков шанс, что кто-нибудь из них вообще согласится на такое? Ведь, по слухам, вид чужих тестикул в процессе спаривания действует на мальчиков крайне угнетающе.Если рассмотреть чисто практическую сторону вопроса, то в сексе с двумя партнерами женщин привлекает перспектива быть обласканными со всех сторон.
Реплика сексолога: Большой круг женских фантазий связан с идеей доминирования-подчинения, то есть с сексуальными ролями. К ним относится и желание быть связанной, и секс с завязанными глазами и желание быть рабыней. Сегодняшние женщины эмансипированы, они успешно проявляют себя в сферах, которые когда-то считались исключительно мужскими. И поэтому им интуитивно хочется хоть когда-нибудь быть по-настоящему женщиной, не принимать никаких важных решений, быть ведомой. Ведь задача женщины — подать сигнал, все остальное — забота партнера. Оказаться связанной — значит, не нести никакой ответственности за секс.
Арина Винтовкина: Недавно попалось мне на глаза одно любопытное исследование, где анализировались механизмы женского удовольствия. Данные приборов показали: чем капитальнее у женщины отключалась область мозга, связанная с принятием решений, тем ярче был оргазм. Из чего делаем вывод: чем менее ответственной за удачный исход дела ощущает себя партнерша, тем больший кайф она получает от секса.
Реплика сексолога: Здесь легко разглядеть хвосты тех отношений, которые были в юности. Когда еще нет своего жилья, нет возможности остаться вдвоем под крышей, одна из немногих возможностей почувствовать себя уединенно — оказаться в лесу на прогулке, в турпоходе, на том же пляже. И пусть тогда были просто поцелуи, ласки, обнажение, не секс, но лишь первые прикосновения к этому великому явлению, — любые первые эротические переживания оставляют очень яркий след в жизни. Поэтому секс на природе в зрелом возрасте (фантазии на эту тему) — как бы оживление старых, бывавших в жизни случаев. Взрослое продолжение детских историй.
Арина Винтовкина: Не будет преувеличением сказать, что все женщины в душе слегка эксгибиционистки. Секс на природе — еще одна форма компромисса с собственной совестью: с одной стороны, ты вроде бы и не планируешь засветиться перед широкой общественностью без трусов, а с другой — допускаешь такую возможность. Адреналин, который придает пикантности любой ситуации, помноженный на головокружительное ощущение, какая ты вся из себя смелая и необузданная, действительно крайне приятный коктейль эмоций.
Реплика сексолога: Другое проявление идеи подчинения. Впрочем, если бы вопрос звучал как «хочешь, чтобы тебя изнасиловали?», 100% ответили бы «нет». В то время как инсценировка, игра в изнасилование, проход по краю — вне всякого сомнения допустимый, приемлемый и нередко желанный вариант подчинения. А быть изнасилованной по-настоящему — это ужас. Другое дело, что, играя в этот ужас, женщина с ним таким образом борется. Вплоть до того, что прогнозирует свое поведение в такой ситуации, как бы тренируется на всякий случай.
Арина Винтовкина: Я больше чем уверена: в переводе с женского языка «инсценирование изнасилования» — синоним «жесткому сексу». Послушать психологов, так фантазии о грубом сексе с элементами принуждения — удел закомплексованных девиц, держащих свое либидо на привязи. Дескать, если у женщины есть подсознательный запрет на получение плотского удовольствия, то сценарий, где ее берут силой, а она сопротивляется, в некотором смысле снимает с нее ответственность за получение удовлетворения. Мол, не виноватая я, он сам пришел, овладел и причинил оргазм. Жесткий секс — это всегда балансирование на грани «больно-приятно» и «просто больно». А, как известно, любые пограничные состояние вызывают сильнейший эмоциональный отклик. Кроме того, мужчина, властно хватающий тебя за загривок и отгрызающий пуговицы блузки, демонстрирует свою силу и желание. И это круто хотя бы по той простой причине, что в повседневной жизни таких ярких проявлений от них обычно не дождешься.
Реплика сексолога: В юности у девочек гораздо чаще завязывается что-то наподобие бисексуальных отношений. Школьный вечер, две девочки танцуют друг с другом. Нормально? Да. А два мальчика? Не совсем. Девочка пришла к подруге. Завечерело — решила переночевать, легли с подругой в одну постель. Нормально? Да ничего, и родители не беспокоятся. А два мальчика? Как-то не очень красиво. Для девочек гомоэротические отношения (ну то есть с налетом чувственности, но без собственно секса) как бы санкционированы, а мечта о сексе с женщиной в зрелом возрасте — это проявление юношеских впечатлений. Секс с мужчиной у нее есть, а вот однополый секс — нереализованная вещь. Однако, если он и появляется в фантазиях, это еще не значит, что ей этого прям не хватает. Это скорее прощание с гомоэротическим опытом юности, его увядание.
Арина Винтовкина: Скажу как есть: отличная фантазия! Более того, моя (и не только моя) любимая. Женщины вообще уделяют немало внимания внешности друг друга: отметить и обсудить, у кого какая задница, талия, мочки ушей и платье в горошек — это святое. По моим наблюдениям, к активному фантазированию на эту тему и воплощению мечт в реальность девушки приступают, либо когда у них еще не налажено взаимопонимание с противоположным полом (парни-одноклассники — идиоты и чмошники, и только подруга любит, понимает и гладит по щеке), либо уже слегка разочаровавшись в нем (лет в 35, после десятой годовщины свадьбы, на которую подарили пылесос). Секс с женщиной представляется эдаким абсолютом взаимопонимания, нежности и любви. На практике, надо сказать, все тоже обычно выходит вполне себе мило и трепетно…
Арина Винтовкина: Главное для девушки в сексе — сконцентрироваться на своих ощущениях. А это, увы, удается не каждой и не всегда — слишком много отвлекающих факторов. Страшно сказать, какие антисексуальные образы порой приходят нам в голову в ходе прелюдии, когда, по идее, следовало бы метаться по простыням в пароксизме страсти. Начиная с хрестоматийного потолка, который давно пора побелить, и заканчивая внезапно обнаруженным вросшим ногтем на ноге партнера. И если мужчинам размышления на отвлеченные темы порой идут на пользу, помогая отстреляться чуть менее стремительно, то нам только мешают. Выключенный свет, к слову, любим нами в том числе и поэтому (а не только по причине врожденной застенчивости и запущенного целлюлита).
Реплика сексолога: Продолжаем разговор о доминировании и подчинении. Женщины прекрасно понимают, что любой нормальный мужчина хотел бы распустить хвост, доминировать, да только мужчины сегодня, чувствуя в женщинах конкуренцию по жизни, не всегда готовы вступать с ними в соревнование и вести себя мужественно. Желание подчиняться — это продолжение мечты о мужчине, который сильнее. И шанс для мужчины почувствовать себя таковым.
Арина Винтовкина: Женщинам действительно хватает «руления» во внепостельной жизни. Днем мы готовы быть жесткими, бескомпромиссными, властными, отстаивать равноправие полов, а ночью, напротив, нам хочется самим побыть во власти тирана. Как сказала одна моя подруга, успешный финансовый аналитик, находившаяся в поиске идеального мужчины добрых 15 лет: «Хочу найти такого парня, у которого яйца будут больше, чем у меня». Сдается мне, с генетической памятью не поспоришь.
источник
]]>Биолог-эволюционист Оливия Джадсон прославилась своей книгой «Каждой твари — по паре: Секс ради выживания» (вышедшей под оригинальным названием «Dr. Tatiana’s Sex Advice to All Creation»). В ней рассказывается о половых злоключениях животных разных видов — начиная с пауков и пчёл и заканчивая бонобо и ламантинами.
Самки и самцы «пишут» доктору Татьяне (альтер эго автора) о своих сексуальных проблемах, а она даёт советы в стиле журнальной advice column. Получается смешно и интересно, но за внешней несерьёзностью скрывается ответ на важный научный вопрос: как половое поведение животных влияет на их эволюцию (и наоборот)?
Хотя в книге не говорится напрямую о человеке, мы можем предположить: наше поведение в вопросах личной жизни подчиняется всё той же биологической эволюции. The Village попросил научного журналиста Светлану Ястребову спросить об этом у автора напрямую.
— Что привело вас в биологию, а конкретно в эволюционную биологию?
— Если уж говорить начистоту, то в биологию я пришла случайно. Вообще-то у меня в планах было изучать физику, но план не удался, и я стала студентом-биологом. Уже в процессе обучения стало понятно, что эволюция — самая интересная вещь, о которой только можно размышлять.
Когда дети учат биологию в школе (по крайней мере, в США), эту науку им преподносят в виде набора фактов, которые нужно просто запомнить, не разбираясь в связях явлений друг с другом. Эволюция как раз позволяет связать воедино разрозненную биологическую информацию. Например, различия в анатомии или поведении отдельных видов поначалу кажутся просто незначительными деталями, которые зачем-то надо выучить. Но если посмотреть на них сквозь призму эволюции, они сразу приобретают смысл, и их можно систематизировать.
— «Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции» (название знаменитого доклада американского эволюциониста Феодосия Добржанского. — Прим. автора)?
— Именно.
— У меня есть личная история, связанная с интересом к биологии и сексом. Можно я её расскажу?
— Давайте.
— Дело в том, что по образованию я тоже биолог. И моё увлечение биологией началось как раз с той темы, которую вы раскрываете в своей книге. Когда мне было около пяти лет, я задалась обычным для ребёнка вопросом: «Откуда берутся дети?» Родители вместо устного ответа дали мне школьный учебник по анатомии человека. Я прочла его целиком и с тех пор влюбилась в биологию. Ну и узнала, откуда берутся дети, конечно же.
Кстати, а зачем нам вообще нужен секс? Почему обычно животные бывают двух полов, почему все не могут размножаться бесполым путём? Или быть гермафродитами?
— Биологи всё ещё спорят над ответом на этот вопрос, но давайте попробуем разобраться. При бесполом размножении никакого секса вообще нет, и полов тоже нет. В результате такого размножения получаются клоны — точные генетические копии родителя. Для этого можно отложить яйцо, которое никто не будет оплодотворять (в российских учебниках этот случай относят к половому размножению. — Прим. автора), или расщепить надвое пальчик, часть которого станет самостоятельным организмом.
Ещё, например, клубника пускает усы, на концах которых появляются новые растения. Способов бесполого размножения огромное множество, вот только в итоге всё равно получаются точно такие же организмы, как и те, которые их породили. Конечно, отпрыски не обязаны в таком случае выглядеть точно так же, как вы, ведь их условия развития могут быть иными. Но всё равно бесполое размножение не предполагает особого разнообразия.
Гермафродитизм — это уже другое: у вас сразу оба пола. А это значит, какую бы особь своего вида вы ни встретили, она годится вам в партнёры. Обычно считается, что быть гермафродитом выгодно, потому что можно оплодотворить самого себя. Но на самом деле большинство гермафродитов не могут этого сделать. Настоящее преимущество гермафродитизма проявляется там, где плотность населения низкая и встречи с сородичами происходят очень редко.
Животные некоторых видов могут менять пол в течение жизни. Это явление называют последовательным гермафродитизмом. Иногда в одних условиях лучше быть самкой, а в других — самцом. Если требуется много потомства, то самкой лучше стать под конец жизни, когда животное дорастёт до крупных размеров и сможет отложить больше яиц или икринок.
А если самцам нужно охранять территорию, то выгоднее в зрелом возрасте стать самцом, чтобы быть сильнее и внушительнее. Но какой-то общей для всех видов закономерности, когда лучше иметь определённый пол, нет, всё зависит от обстоятельств.
Судя по всему, большинство животных имеет два отдельных пола по паре причин. Во-первых, между самками и самцами есть «разделение труда», это помогает специализироваться и приспособиться.
Во-вторых, после разделения полов не так-то просто обратно стать гермафродитом — особенно если животное сложно устроено, как птицы и млекопитающие. Так что, может, кому-то из «продвинутых» видов и было бы выгоднее быть обоеполыми, но они уже не могут ими стать, потому что для этого надо менять весь ход и без того сложного эмбрионального развития.
— То есть бесполых птиц и млекопитающих не существует?
— По крайней мере, науке такие не известны. Гермафродитов среди них тоже не знают. Зато есть бесполые ящерицы и рыбы, меняющие пол в течение жизни.
— А обязательная раздельнополость может быть причиной того, что у птиц и зверей обычно очень сложное половое поведение?
— Вероятно. Вот только биологи немного дискриминируют гермафродитов и почему-то весьма редко изучают их половое поведение. А ведь оно может быть таким же сложным, как у раздельнополых. Например, некоторые гермафродиты «договариваются», кто будет играть роль самки, а кто — самца, и в какой последовательности. Если одна особь откажется играть по установленным правилам, другая просто уйдёт, и спаривание не состоится. Чем не сложное поведение?
Мне кажется, мы изучаем в основном поведение зверей и птиц потому, что их легко увидеть. Особенно птиц: они обычно такие яркие, громко поют. Да вообще, большинство работ по половому поведению выполнено на птицах, потому что за ними сравнительно просто наблюдать. И веселее, чем за теми же улитками-гермафродитами.
— Насколько половое поведение птицы запрограммировано? Как сильно оно может меняться?
— За время жизни одной птицы её половое поведение слабо меняется, зато за несколько поколений — вполне. Современные песни птиц одного вида и их же трели несколько десятков лет назад — не одно и то же. К тому же самки некоторых видов птиц предпочитают самцов, которые звучат необычно, не так, как их родители. А самки других видов, наоборот, предпочитают слушать фиксированный репертуар.
— И всё-таки у птиц половое поведение — это набор ритуалов, правда? А у людей половое поведение весьма гибкое, как мне кажется. Кому проще найти партнёра — птице, какому-нибудь млекопитающему или человеку? Я думаю, первым двум, потому что у них есть чёткие правила.
— Ну, тут очень сложно сделать обобщение. И, кстати, многие млекопитающие, например приматы, тоже имеют весьма гибкое половое поведение, как и люди. Но главное различие между человеком и животными, как мне кажется, в том, что у людей есть культура, и это она в первую очередь диктует правила поведения.
Кроме того, культура даёт свои ритуалы. Например, есть люди, имеющие фетиш в отношении определённых предметов одежды. Мода меняется, и некоторые предметы одежды, которые были популярны в Викторианскую эпоху, сейчас уже не существуют. Поэтому нет и людей, имеющих фетиш на такую одежду. Это тоже можно назвать пластичностью полового поведения, и обусловлена такая пластичность культурой.
С другой стороны, известны случаи, когда баранов с рождения воспитывали среди коз. Вырастая, такие бараны предпочитали в качестве половых партнёров коз, а не овец. Так что и у животных половое поведение не зашито в подкорке, его может изменить окружающая среда — по крайней мере в детском возрасте.
Очевидно, что в какой-то момент в прошломпромискуитет перестал приводить к большому количеству детей и стало выгоднее быть верным кому-то одному
По-моему, изучать человеческую сексуальность невероятно сложно. С одной стороны, человека можно спросить напрямую, чего ему хочется, а с другой, за людьми во время секса вряд ли понаблюдаешь, в отличие от животных.
— А есть научные статьи, в которых исследуется половое поведение людей? Может, они выявили какие-то интересные закономерности?
— В большинстве таких статей приводятся только гипотезы, которые не удаётся окончательно доказать. Не в каждой из статей внушают доверие использованные методы. Но, конечно, некие общие тренды в человеческом поведении есть. Это, например, негласное правило «мужчина выше женщины». В большинстве культур женщины предпочитают партнёров выше себя, а мужчины — наоборот, ниже себя.
С другой стороны, люди часто сходятся не потому, что нашли идеальную пару, а потому, что это был наилучший вариант из доступных. Мы общаемся с теми, кто находится рядом. Скажем, мало кто путешествует в попытке найти любовь всей жизни.
Конечно, половое поведение людей очень гибкое и легко изменяется под влиянием культуры, но именно поэтому так непросто понять, какое же оно на самом деле. Культура может скрыть истинные предпочтения так, что исследователи никогда до них не докопаются. Да и исторические данные о половом поведении зачастую трудно собрать.
Сейчас считается, что мужчины склонны к промискуитету (неразборчивы в половых связях), а женщины чаще хранят верность. Так вот, эта идея, по крайней мере на Западе, появилась только в XIX веке, а до того времени думали наоборот. Это хорошо заметно по английской поэзии, написанной до XIX века: большинство стихотворений там о том, насколько часто женщины бывают неверны мужьям. Так что я бы не стала грести всех под одну гребёнку и делать громкие обобщения.
Многое в нашем видимом половом поведении зависит от культуры, а она может ну совсем не отражать истинные желания и потребности людей. Зато их отражают сексуальные фантазии, которые в большинстве случаев были бы совершенно неприемлемы при воплощении в реальность. Поэтому большинство хранит эти фантазии при себе, и они не остаются в исторических свидетельствах.
— Но если попытаться провести параллели: человеческое половое поведение интереснее, чем у других видов, или оно довольно заурядное?
— Я считаю, не существует заурядного полового поведения. Сексуальность тесно связана с эволюцией, а в эволюции каждый объект уникален. Если понаблюдать за природой, окажется, что все яркие, заметные явления — например, цветы или пение птиц — так или иначе нужны для полового размножения. Самые яростные драки самцов, многие другие поведенческие ритуалы — всё это происходит для секса или из-за него. И тут уж каждый исхитряется как может. Заурядной, тривиальной сексуальности нет.
Когда я собирала материал для своей книги о сексе других животных, я осознала, что половое поведение людей — всего лишь маленькая часть огромного спектра вариантов. И вообще-то, я очень рада, что я человек, а не представитель какого-нибудь другого вида. Пусть наше половое поведение может быть источником печали, разбитых сердец и всего такого прочего, оно же может приносить нам наслаждение. А вот для других животных поиск партнёра и общение с ним может быть крайне непростой задачей.
— Безусловно, половое поведение людей может быть очень разным, но всё-таки большинство крупных религий и культур за моногамию — верность одному партнёру. Выходит, она в целом полезна?
— Религии вообще часто стремятся контролировать сексуальность. Понятно, что стратегии поведения, выгодные для группы людей в целом, далеко не всегда совпадают с теми, которые индивид выбрал бы для себя самостоятельно.
По мне, моногамия — крайне интересный феномен, и отношение отдельно взятых людей к ней может быть очень различным. Желание и возможность быть верным (или неверным) зависят и от генетики, и от условий, в которых рос человек. Предположим, в одних условиях некий набор генов вызывает у человека желание быть моногамным, а в других условиях (например, когда обстановка вокруг постоянно меняется и не ясно, что будет дальше) даёт обратный эффект.
Вот только отношение отдельно взятого человека к моногамии ещё ничего не говорит о её объективной пользе — или о её вредности. Например, кто-то любит шоколад, а кто-то нет. Свойства шоколада от этого не меняются. Ну и наконец, если у вас появился какой-то импульс (скажем, изменить кому-то или, наоборот, прекратить бесконечные гулянки), редко можно заранее сказать, имеет ли смысл этот импульс претворять в жизнь.
— Получается, сложно сказать, полезна ли для нашего вида моногамия или нет?
— Зависит от условий жизни. С точки зрения эволюции «полезный признак» означает «дающий возможность оставить после себя как можно больше потомства, которое успеет само размножиться». Очевидно, что в какой-то момент в прошлом промискуитет перестал приводить к большому количеству детей и стало выгоднее быть верным кому-то одному.
Однозначных исторических данных мало, но если посмотреть на Лондон XVIII века, станет ясно, что дети женщин, оставленных неразборчивыми любовниками, доживали до половозрелости реже, чем дети примерных мужей. Одинокие матери часто были не способны прокормить всех отпрысков и сами бросали их.
Так что при определённых условиях верность одному партнёру позволяет вырастить максимальное количество потомков. Но для этого не обязательно быть строгим моногамом. Например, самцы птиц нередко помогают растить потомство одной самке и при этом, если появляется возможность, спариваются с другой, но не добывают пищу для её детей. Ну и, конечно, неверными могут быть не только самцы: у людей известны случаи, когда двойняшки (разнояйцевые близнецы) имели разных отцов.
— Есть ощущение, что по крайней мере в России женщины, родившие много детей, имеют более низкий уровень доходов и образования.
— Вероятно, это стало верным не так давно. Пару веков назад и в зажиточных семьях было по десять детей.
— То есть число детей в целом не связано с интеллектом и богатством?
— Определённо, не было связано раньше. Скорее всего, была некоторая связь между достатком и числом детей, доживших до зрелости, но точно этого утверждать нельзя. До недавнего времени нас так часто поражали самые разнообразные заболевания, что невозможно разобраться, как уровень дохода и образование влияли на деторождение: часто умирали и бедные, и богатые дети.
— Вот, например, в России сейчас развёрнута кампания против абортов, и в большинстве случаев нежеланных детей сохраняют именно те, у кого меньше всего возможностей их достойно вырастить. Те, кто умнее и богаче, просто не рожают. Не приведёт ли это к тому, что население станет глупее?
— Очень скользкая тема. Давайте не будем забывать, что возможностей в современном мире много, и кто-то из таких нежеланных детей получит и образование, и богатство, которого не было у их родителей. Тут влияет не только генетика, но и среда. Да и генетических различий между людьми не так уж много. Хотя мы очень любим заострять внимание на тех долях процента ДНК, которые отличают нас друг от друга, думаю, с точки зрения какого-нибудь искусственного интеллекта мы все практически одинаковые.
— Продолжая тему различий: есть ли сейчас какой-то смысл мужчинам быть «мужественными», а женщинам — «женственными», различаться в размерах, носить разную одежду?
— Особенность эволюции в том, что она всегда даёт информацию о прошлом, а не о настоящем. Наверняка раньше отличия полов, мужественность и женственность помогали нашему виду выжить, но какое значение они имеют сейчас, сказать трудно. И это верно для любого признака, который передаётся по наследству: скорее всего, когда-то он давал эволюционное преимущество, но это не означает, что он даёт преимущество и сейчас.
— Но это и не означает, что в данное время признак бесполезен?
— Да, конечно. Ну и культура играет свою роль, разумеется.
— Кстати, кажется, что почти в каждой культуре люди склонны недолюбливать «не таких, как все», и особенно это касается тех, чьё половое поведение кажется нетрадиционным, гомосексуалов, асексуалов. Почему?
— Начнём с того, что их недолюбливают не везде. Например, на Дальнем Востоке(судя по всему, имеется в виду Япония, а не российский Дальний Восток. — Прим. автора) детей нередко растят как трансгендеров и в целом никто не видит в этом проблемы — по крайней мере, насколько мне об этом известно. Быть геем в Нью-Йорке и в штате Миссисипи — совсем не одно и то же. В первом случае на гомосексуала обращают значительно меньше внимания. Так что и в этом вопросе вариантов очень много.
Мы катастрофически мало знаем о гомосексуальности. У других видов она практически не встречается (так, чтобы это было систематически, в течение всей жизни), мы толком не знаем механизмов, по которым развивается гомосексуальность
В целом, мне кажется (хотя у меня нет этому научных подтверждений), что способность согласиться с большинством, конформизм одно время был важным фактором человеческой эволюции. И не важно, с чем соглашаться — с половыми, кулинарными или какими-то ещё предпочтениями. Если ты не соглашался, тебя изгоняли из общества, а значит, ты не мог ждать ниоткуда помощи и был обречён на гибель.
— Но геи и асексуалы, если они всё время придерживаются одной стратегии полового поведения, и так не будут размножаться. В эволюционном смысле они мертвы. Зачем их дополнительно угнетать?
— Честно говоря, никаких мыслей по этому поводу. Лично я не понимаю, какое дело людям до половой ориентации других. Скорее всего, раньше, когда давление общества было сильнее, гомосексуалы часто заводили детей, хотя и не испытывали удовлетворения от секса с лицом противоположного пола. Вероятнее всего, люди, которые не участвуют в размножении, представляют собой сравнительно молодой феномен.
— И это «насильственное размножение» геев — одна из причин, почему их не становится меньше со временем?
— Вероятно, да. Если честно, мы катастрофически мало знаем о гомосексуальности. У других видов она практически не встречается (так, чтобы это было систематически, в течение всей жизни), мы толком не знаем механизмов, по которым развивается гомосексуальность. К тому же в различных культурах люди могут быть в большей или меньшей степени бисексуальны. Прошу прощения, что на некоторые вопросы я не могу дать точных ответов: не уверена, что они в принципе кому-то известны.
— А представим себе: у всех видов животных появилась возможность сделать что-то вроде экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Не нужно ритуалов ухаживания, даже полового акта не нужно. Как вы думаете, все бы животные воспользовались этой возможностью?
— Зависит от животного и от его полового поведения. Наверняка какой-нибудь самец паука был бы рад оставить конвертик со спермой и убежать, чтобы не быть съеденным. С другой стороны, если секс приносит животному удовольствие, вряд ли оно станет от него отказываться.
Одна из причин, по которой ЭКО сейчас популярно, особенно среди женщин старшего возраста, в том, что оно даёт новые жизненные возможности. Рискну предположить, что популярность ЭКО свидетельствует о том, что люди создали культурно обусловленную жизненную ситуацию, отличную от биологической. Большинство других видов живёт только по биологическим законам, без налёта культуры, а значит, вряд ли им сильно необходимо экстракорпоральное оплодотворение.
— Верна ли концепция «эгоистичного гена» для нашего вида? Грубо говоря, насколько для нас важно распространить собственные гены?
— Это эволюционная концепция, а раз так, то она верна для всех видов — а значит, и для нас тоже. Другое дело, что опять же на нас сильно влияет культура, и она вмешивается в ход эволюции. Идея «эгоистичного гена» говорит о том, что гены в пределах одного организма конкурируют друг с другом в попытке размножиться, передаться потомкам, и самое главное в эволюции — выживание генов, а не выживание видов.
Эволюции, вообще-то, всё равно, живёт вид или вымирает. Иногда именно эволюция вызывает вымирание: она благоволит признакам, которые дают преимущество конкретному индивидууму на короткий срок, но в долгосрочной перспективе снижают приспособленность вида.
Мне не очень нравится концепция эгоистичного гена, потому что она создаёт ощущение, будто кооперации вообще не существует или будто она не играет никакой роли. Тем не менее кооперация есть. Кстати, она тоже эволюционирует.
— Я имею в виду, что ЭКО и другие техники, позволяющие избавиться от сложного полового поведения и спаривания, как раз на руку «эгоистичным генам».
— Пока рано говорить о том, как ЭКО повлияет на эволюцию человека: слишком мало времени с его введения в практику прошло, к тому же подавляющее большинство заводит детей, скажем так, обычным способом.
В какой-то момент я размышляла над тем, приведёт ли использование кесарева сечения к тому, что женщины потеряют способность рожать самостоятельно. Вот с бульдогами так уже практически случилось. Я провела некоторые расчёты, и получилось, что ещё как минимум несколько столетий люди не утратят способности к обычным родам. И это притом что кесарево сечение используется уже очень давно.
— Подводя итог. Половое поведение человека и эволюция этого поведения больше зависят от культуры, чем от биологии, и чтобы изучать такое поведение, нужно прежде всего учитывать культурный контекст.
— Абсолютно верно. Кроме того, надо учитывать, как гены взаимодействуют с внешней средой (с тем же воспитанием), их влияние не стоит рассматривать по отдельности.
— Поможет ли в этом генетика поведения?
— Вероятно. Вот только есть одна проблема, которую пока нельзя обойти. Исследователи полового поведения человека — сами люди. Это мешает беспристрастно посмотреть на объект исследования.
Вот, например, мы изучаем мышь. Наши органы чувств работают не так, как её: что-то из того, что она может услышать и унюхать, мы не в состоянии воспринять. С одной стороны, это не очень удобно, а с другой — позволяет избежать некоторых слишком вольных интерпретаций.
Другой пример. Несколько лет назад вышла книга «A Natural History of Rape» («Естественная история изнасилования»). В ней авторы рассматривают половое поведение разных видов насекомых, а затем переносят его на людей. Я считаю, это непродуманно и безответственно, и причин тому несколько. Например, если бы авторы сравнили половое поведение птиц, а не насекомых, с человеческим, они бы пришли к совершенно иным выводам.
— Может, удастся создать машины и компьютерные программы, способные беспристрастно оценивать наше половое поведение?
— Может. Вот только создавать их тоже будут люди, а они привнесут в программы свои взгляды на самих себя. И захотят ли люди демонстрировать своё половое поведение роботу, ещё вопрос.
— То есть пока никаких шансов добиться объективности?
— Не то чтобы совсем никаких, но их мало. В принципе, можно спроектировать поведенческий эксперимент так, чтобы его участники и сами учёные были объективны. Но это непросто. Хороший пример — опыт с потными футболками. Как следует из названия, женщины-испытуемые должны были понюхать несколько потных футболок неизвестных мужчин и сказать, нравится или не нравится им запах каждой такой футболки.
Этот эксперимент должен был выявить женские предпочтения, и благодаря двухсторонней анонимности он их выявил объективно. Но опять же не факт, что выявленные предпочтения удовлетворяются в реальной жизни: мы же далеко не всегда получаем желаемое. Никакой жизни не хватит, чтобы перебрать всех партнёров и выбрать среди них идеального. Надо признать, что обычно люди образуют пары с тем, кого найдут. Для других животных это, кстати, тоже верно.опубликовано econet.ru
Автор: Оливия Джадсон
Текст: Светлана Ястребова