психология отношений мужчины и женщины

Поиск по блогу

Родить ребенка «для себя»?

развернуть

Родить ребенка «для себя»?

 

          Родить ребенка "для себя"...  Это расхожее выражение можно услышать и от женщин в браке, которые, будучи уже не в очень молодом возрасте, задумываются о рождении еще одного ребенка; или от одиноких женщин, которым не удалось создать семью. Я слышала, как более старшая женщина настоятельно советовала более молодой – имеющей подрастающего сына: «Ну а теперь роди девочку для себя

». Часто так говорят о рождении дочки, которая, по ожиданиям матери,  будет ближе к ней, чем упорхнувший из семейного гнезда сын, не оставит ее под старость. Или женщина, отчаявшаяся выйти замуж, чувствует, что личная жизнь не сложилась, и она хочетродить "для себя".

          У меня всегда вызывает удивление, протест, да и тревогу это привычное  выражение. Под этим устоявшимся набором слов нередко открывается их прямой смысл. Часто «родить для себя» является действительной мотивацией к рождению ребенка. Мы рассмотрим случаи, имеющие под собой психологические трудности; и, конечно же, я не имею в виду, что все женщины, однажды произнесшие эту фразу, имеют проблемы в отношениях с ребенком.

         Порой ребенок рождается для матерью «для себя», чтобы:

·        скрасить одиночество женщине, которой не удалось построить близкие отношения;

·        заполнить эмоциональную пустоту или компенсировать отсутствие близости в супружеских отношениях;

·        подпитать родительскую самооценку, помогая создать образ хорошей матери (воспитанного, послушного, талантливого, неординарного и т.д.) ребенка.

      Остановимся на первом случае, когда ребенок рождается одинокой женщиной в том случае, когда надежды на создание семьи угасают. В большом количестве случаев одинокая женщина, конечно же, может стать замечательной матерью и вырастить гармоничного и счастливого человека.  Но на этом пути ее и ее ребенка могут подстерегать определенные трудности.

        Ребенок порой восполняет пустоту в жизни матери и становится самым близким для нее человеком, которому она решает посвятить жизнь. В процессе жизни пара: мать-ребенок все больше замыкается друг на друге. Женщина - осознанно или не очень - привязывает ребенка к себе и препятствует его отделению. Она ревниво относится к его друзьям, якобы оберегая от всяких дурных (на ее взгляд) приятелей и компаний.

         Женщина много времени посвящает развитию ребенка и общению с ним. Но бывает, что ребенку прямо или косвенно транслируется, что он должен оправдать вложения матери в него. Такой ребенок должен соответствовать материнским ожиданиям – стараться для нее хорошо учиться, заниматься теми видами искусства и спорта, которые выбрала для него мать. Но главное – он должен быть рядом с матерью,  не оставлять ее, посвятить ей всю свою жизнь, также как и она посвятила свою жизнь ему.  

        Такое слияние с матерью мешает ребенку решать его жизненные задачи, соответствующие его возрасту – общаться с друзьями, находить свое место среди  сверстников, осваивать нормы и правила общения в подростковой среде. Тогда ребенок либо вырастает зависимым и чрезмерно привязанным к матери; либо, подросший ребенок начинает протестовать против любовного деспотизма матери, которая хочет, чтобы он принадлежал только ей.

       Во втором случае женщина решает сохранить беременность, желая "родить для себя", в различных жизненных ситуациях: когда старший ребенок подрос, а женщина не нашла себя ни в чем другом, кроме материнства; или в отношениях с мужем происходит отчуждение и охлаждение, а женщине требуется удовлетворить  потребность в близких отношениях и т.д. Тогда ребенок, "рожденный для себя", подрастая, часто должен выполнять определенные функции: эмоционально насыщать жизнь женщины, играть роль психологически отсутствующего супруга.

   Пациентка, проходившая терапию, рассказывала, как она в детстве использовалась матерью - то ли в качестве подруги, то ли в качестве бесплатного психотерапевта. Она выслушивала рассказы матери о том, сколько абортов пришлось ей сделать (представьте себе нагрузку на психику маленькой девочки!), ее жалобы на непутевого мужа (которой девочке вообще-то приходится папой – пусть неидеальным, но все равно любимым); ей приходилось регулярно делать матери массаж(!). Такое поведение женщины являлось эмоциональной эксплуатацией ребенка.

     Мать, используя таким образом ребенка, часто гордится их близкими и доверительными отношениями, но не задумывается о том, какую непосильную нагрузку несет неокрепшая детская психика.

        В третьем случае, на ребенка, рожденного "для себя" воскладывается обязанность подпитать родительскую самооценку. Конечно, любой женщине хочется чувствовать себя заботливой и любящей мамой "хорошего" ребенка  –  и это очень понятно и естественно. Воспитание подрастающего человечка – процесс, приносящий радость и счастье, но  часто, бывающий и трудным; и некоторые перегибы матери на этом пути могут губительно отражаться на ребенке.

        Порой  женщина, кажущаяся себе несостоявшейся ни в роли супруги, ни в роли профессионала, главным образом поддерживает свою самооценку, опираясь на  родительскую позицию, за счет достижений своего ребенка. Благодаря «правильному» (грамотному, неординарному, строгому или наоборот гибкому) воспитанию ребенка, она начинает чувствовать себя успешной матерью.

       Но для этого ребенок должен соответствовать всем ожиданиям родителя, поддерживая  позитивный материнский образ. Бывает так, что женщина заранее в своих мечтах планирует, что ребенок будет заниматься бальными танцами, музыкой, языками и т.д. Когда ребенок рождается, его ждет готовая программа, которая направлена на удовлетворение материнских потребностей; но мать не замечает наличия собственных желаний или нежеланий и ограничений у ребенка. В этих случаях у ребенка есть риск прожить жизнь, уготованную для него матерью.

        Другая опасность заключается в том, что если ребенок не соответствует ожиданиям матери, то ее родительские амбиции матери терпят крушение, и мать начинает выплескивать на ребенка свое раздражение.

        Образованная и интеллигентная женщина, обратившаяся за психологической консультацией, имела 18-летнего – постепенно отделяющегося сына, и 3-летнюю дочь. Муж – успешный бизнесмен щедро «спонсировал» свою семью, но редко бывал дома. Женщина, являясь супругой обеспеченного мужа, с молодых лет не работала, не имела мотивации к тому, чтобы развивать профессиональные навыки; и, чувствуя, что становится уже не столь нужной сыну, все силы бросила на воспитание дочери, которую родила "для себя". С рождения  девочка обучалась плаванью и иностранным языкам,  с двух лет - чтению, а с 3 лет занималась хореографией и музыкой с индивидуальными педагогами. Мать, обратившись за консультацией по поводу невротических проявлений дочери, недоумевала, в чем причина - ведь она все делает для ребенка, которому, кажется, все это очень даже нравится.

        Возвращаясь к теме - родить "для себя" - важно помнить, что жизнь другому человеку дается не "для себя", а для него! Здоровый мотив рождения ребенка – дать жизнь другому человеку - со всей его уникальностью и неповторимостью. Порой, решая свои психологические проблемы, мать забывает, что ребенок – это отдельный, автономный человек со своими желаниями и ограничениями; со своим жизненным путем.

 Психолог-психотерапевт Ежек Наталия.www.gesterap.ru

 

 


Ключевые слова: женщины
Опубликовала Эвелина * , 20.09.2014 в 23:44

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Эвелина *
Эвелина * Любовь Соловьенко 21 сентября 14, в 20:56 ага, заявить от себя, а за практикой отослать к мигрантам.... Текст скрыт развернуть
0
Эвелина *
Эвелина * Любовь Соловьенко 21 сентября 14, в 20:56 как и вы Текст скрыт развернуть
-1
Татьяна Бурмистрова
Татьяна Бурмистрова 21 сентября 14, в 12:58 Редко солидарна с мужчинами, но вот по этому вопросу - совершенно с вами согласна. Меня просто бесят эти мамки, которые рожают ребенка так с казать в адюльтере. И начинают манипулировать своим женатым любовником. Скандалы на всю страну закатывают, если любовник и отец ее ребенка - известен и знаменит. В суды тащат. на телевидение.
Как это все омерзительно.
Вот довела лбюбовница Жарикова его до ручки. И что? Захорошело? Или эта развеселая Зарубина? Во, воистину, не спросясь мнения мужа - Малинина, родила для себя эту девочку Киру. Такая вот самодостаточная мамка. ну, для себя, так ДЛЯ СЕБЯ. И воспитывай девочку сама. А то ведь в ШТАТЫ СаАМА ведь уехала. И пусть Малинину спасибо скажет, что РАЗРЕЩИЛ ей собственного ребенка за бугор увезти. РАЗРЕШЕНИЕ дал. И что? Как в Штатах - поплохело, про знаменитого папу мамашка вспомнила. А вот про то, что ДЛЯ СЕБЯ Киру рожала, уже и забыла. Возраст у Киры уже не тот был, чтобы по судам малинина затаскать и алименты взыскивать. Так давай в СМИ мужика порочить. Я смотрела ту передачку-сплетницу Малаховскую.
Плохо Оля Зарубина подумала, когда свое грязное бельишко на белый свет вытащила, чтобы потрясти.
В результате - малинину просто бесплатный пиар НА ВСЮ страну.. Посмотрела я на эту Зарубину, что сама для себя эту девочку родила, так даже грустно стало. От былого очарования и задорности ничего не осталось. И зачем на Родину вернулась? А вот жалко Киру эту. Несчастный ребенок. КОГО из этой Киры Зарубина вырастила? Не русскую и не американку. Сомневаюсь, что она на самом деле дочь Малинина. Толстая какая-то, с убогим умишком, и главное, с жутким русским. И что этот несчастный ребенок в России будет делать?
Так что, мамашки, уж если пришла вам блажь такая идиотская - ДЛЯ СЕБЯ ребенка родить, так и рожайте. Только потом - НЕ ЖАЛУЙТЕСЬ на собственных деток. И алименты с мужиков не требуйте.
Текст скрыт развернуть
4
♔♡Верик♡♔ Удачи!
♔♡Верик♡♔ Удачи! 21 сентября 14, в 14:33 Полностью согласна......Спасибо.....рожать надо от мужа...... Текст скрыт развернуть
3
Эвелина *
Эвелина * Татьяна Бурмистрова 21 сентября 14, в 14:52 но вот если в паре женщина хочет ребенка, а мужчина нет, но при этом с женщиной не расстается, как тогда быть? женщина должна жертвовать и угождать мужским желаниям или все-таки женщина имеет право реализовывать свои желания и не говорить спасибо мужчине за то, что разрешил ей желать? Текст скрыт развернуть
0
Денис
Денис Эвелина * 21 сентября 14, в 15:58 А если наоборот, то как? Текст скрыт развернуть
0
Татьяна Бурмистрова
Татьяна Бурмистрова Эвелина * 21 сентября 14, в 22:00 Вы МЕНЯ об этом спрашиваете? Да если бы мне муж сказал, что он не хочет ребенка, я бы все равно родила. А не нравится ему детей иметь - так вот тебе - Бог, а вот - порог. на фиг такой мужик нужен, если он детей не хочет?
Но каждая женщина должна решать этот вопрос - самостоятельно. Но детей-то заводят - НЕ ДЛЯ СЕБЯ. А просто - ДЛЯ НИХ. Хочется, чтобы кто-то тебя потом ПОМНИЛ, не забывал. Чтобы род твой на земле продлил... Да мало ли какие причины. У каждого они - свои.
Но если уж ты любишь мужчину а он женат, и уйти от жены - НЕ МОЖЕТ или не хочет... Это уж такое...деликатное и интимное... В каждой такой паре этот вопрос решается исключительно индивидуально.
В моем окружении есть немало таких примеров, когда женщины рожали от любовников. Но там такая вот ... порядочность была. Не было никаких упреков и подозрений, скандалов и алиментов...
Известный поэт, мой очень дальний родственник любил свою жену.но у нее не могло быть детей. Он жену - НЕ ОСТАВИЛ. Случился у него роман с молодой женщиной. Умная была, красивая, из очень известной писательской семьи. Она родила своему возлюбленному дочь. Дитя любви. Большой поэт был безумно счастлив. Он не скрыл от жены наличие внебрачной дочери. Но девочку свою любил, содержал. И жена поэта девочку...ПРИНЯЛА. А мама этой девочки - большим ученым-филологом стала.Доктором наук. Но так замуж и не вышла. ну, вот ТАКАЯ судьба. И НИКАКИХ скандалов. Все по-человечески было.
И еще много у меня есть всяких жизненных адюльтерных историй с детьми вне брака. Всякое в жизни бывает. Но вот детей все мои родные, близкие, друзья и коллеги, рожали не для себя, а для счастья СВОИХ ДЕТЕЙ.
Это безумие какое-то, рожать детей - ДЛЯ СЕБЯ. Нормальным матерям хочется, чтобы сын или дочь были счастливы. Вот и все. А будут счастливы дети, будем счастливы и мы, их родители. Другого - НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ.
Текст скрыт развернуть
1
Эвелина *
Эвелина * Татьяна Бурмистрова 21 сентября 14, в 22:05 я про вашу сентенцию, как у других должно быть Текст скрыт развернуть
0
Татьяна Бурмистрова
Татьяна Бурмистрова Эвелина * 21 сентября 14, в 22:20 Эвелина, дорогая, да кто я такая, чтобы говорить, как там другие ДОЛЖНЫ. Вот я лично, считаю, что детей надо рожать для самих детей. И сделать все, что в твоих родительских силах, чтобы дети твои, да хоть бы твой единственный ребенок, был здоров и счастлив.Но при этом осуждаю мамочек, которые готовы ВСЕ с себя снять, последнее - ребенку отдать, а про себя - забыт. Это - тоже неправильно. Кого тогда ты вырастишь? Урода какого-то морального, который о тебя же и ноги вытрет.
Но это - мое личное мнение. Каждый растит ТОГО, кого хочет вырастить.
Но есть, конечно, матери, которые рожают детей исключительно для себя. А потом используют своих детей в личных целях. Я таких женщин не люблю, если не сказать больше.
Но все - ТАК индивидуально... В общем - каждому - СВОЕ.
Текст скрыт развернуть
1
Эвелина *
Эвелина * Татьяна Бурмистрова 22 сентября 14, в 04:07 ну вы так безапеляционно написали, что я подумала, что как раз объясняете. что должны мамашки. Текст скрыт развернуть
0
bianka012 Белая
bianka012 Белая 4 октября 14, в 22:22 Если вдуматься, то любая женщина рождает ребёнка именно для себя. Ну не ради же исполнения долга перед государством по решению демографических проблем! Только мощный материнский инстинкт , желание любить своего ребёнка, толкают ее на беременность и роды.
А если рассматривать фразу 'родить для себя' в том смысле, который обсуждается в посте, то, конечно, это патология. Ребёнок не вещь, не игрушка и даже не домашнее животное. Это самостоятельная личность, которая не может принадлежать никому, даже матери.
Текст скрыт развернуть
1
Эвелина *
Эвелина * bianka012 Белая 5 октября 14, в 18:24 я родила детей для них))) Текст скрыт развернуть
0
bianka012 Белая
bianka012 Белая Эвелина * 5 октября 14, в 20:31 Для кого? Текст скрыт развернуть
0
Эвелина *
Эвелина * bianka012 Белая 5 октября 14, в 20:38 для них и родила. для детей. ))) Текст скрыт развернуть
0
bianka012 Белая
bianka012 Белая Эвелина * 5 октября 14, в 21:11 О, какое у вас чувство ответственности! Альтруизм невиданный! Из вас бы хорошая суррогатная мать получилась. И в накладе бы не остались. Текст скрыт развернуть
0
Эвелина *
Эвелина * bianka012 Белая 5 октября 14, в 22:53 чушь несете. Сослагательное наклонение здесь неуместно. я такая мать какая есть. Может при других обстоятельствах из меня бы и отец получился, но за неимением пениса - мать. А из вас, возможно , получилась бы женщина более удовлетворенная и как следствие - менее агрессивная, но тут уж что выросло то выросло. Работаем с тем материалом, который имеем. я за реальность))) Текст скрыт развернуть
0
bianka012 Белая
bianka012 Белая Эвелина * 5 октября 14, в 23:36 Нет уж, милочка, не вкладывайте свои взгляды и мысли в головы других людей. Сказали чушь именно вы, а я ее до абсурда развила, чтобы образнее было.
Повторю, если не прочитали. Каждая нормальная женщина рожает ребёнка, руководствуясь своим инстинктом материнства и любви. Ей ХОЧЕТСЯ ребёнка, именно поэтому рожает. И не думает о каком-то там долге перед обществом или ещё чем-то. И это ее естественное, природное стремление отнюдь не означает, что она должна относиться к своему ребёнку , как к собственности, как к своей игтушке или с другой потребительской позиции ( пресловутый 'стакан воды' в старости). Так рассуждает лишь какая-то часть неумных и эгоистичных женщин.
Текст скрыт развернуть
0
Эвелина *
Эвелина * bianka012 Белая 6 октября 14, в 09:03 еще раз. мы с вами о разном говорим. Я говорю о реальности, вы - о том, что могло бы быть, в вашем воображении. Если реальность для вас кажется чушью, это же явно не моя проблема.

Меня всегда умиляют заявления типа "каждая" да еще " нормальная"

вы в курсе, что по этой логике нормально воспитывать ребенка без отца, тк 80% разводов. Вопрос, зачем нормальные женщины замуж выходят?
Текст скрыт развернуть
0
bianka012 Белая
bianka012 Белая Эвелина * 6 октября 14, в 17:58 Да, мы с вами о разном и , главное, на разных языках. Поэтому в полемике нет смысла. Будьте здоровы. Текст скрыт развернуть
0
Эвелина *
Эвелина * bianka012 Белая 6 октября 14, в 19:29 просто о разном. Язык как раз понятен. да и цели))))
и вам не хворать.
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 33
Комментарии Facebook


ЛУЧШЕЕ СЕГОДНЯ

Умные женщины

Нетерапевтические диалоги. - "Женщины эмоциональны, а мужчина рациональны", "женщина - чемпион по шахматам не в состоянии состязаться с мужчиной-чемпионом", "о

30 май, 18:52
+8 2